Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 20 • 2023 98 Работа тульского театра в 1929 и 1930 гг. всецело проходила под знаком ак- тивного участия в социалистическом строительстве, коллективизации и инду- стриализации страны. На сцене театра прошли пьесы, раскрывавшие самые актуальные, политически заострённые вопросы советской действительности: «Ярость» Е. Яновского, «Выстрел» А. Безыменского. В 1931–1932 гг. были по- ставлены «Первая конная» В. Вишневского, «Интервенция» Л. Славина, «Мой друг» Н. Погодина; «Егор Булычов» и «Мещане» М. Горького. В ноябре 1932 г. Тульскому городскому театру присвоено имя А. М. Горького 23 . Пьесы о советских людях – героических строителях социализма – занима- ли прочное место в репертуаре театра. Театр устанавливал тесное сотрудни- чество с советскими драматургами. Весной 1938 г. в тульском театре впервые в СССР поставили пьесу Л. Леонова «Волк». В обсуждении постановки уча- ствовал сам автор, который отметил творческую смелость и удачу театра, дал актёрам ряд ценных указаний. «Большую победу» театр одержал в постановке советских пьес с образами вождей революции. Осенью 1939 г. поставили пьесу Н. Погодина «Человек с ружьём», в которой показаны образы Ленина и Сталина. Постановка этих пьес считалась творческой удачей коллектива. В январе 1939 г. Оргкомитетом Президиума Верховного Совета СССР тульский городской театр реорганизован в театр областного значения 24 . В 1938 г. во многих российских городах открылись местные отделения ВТО 25 . В декабре 1939 г. было избрано правление Тульского отделения ВТО (ТО ВТО) 26 . Оно состояло из председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, политико-воспитательного отдела, периферийного отдела, творче- ского отдела и отдела воспитания молодёжи. Председателем правления из- брали актера Б. М. Ратова, заместителем – режиссёра А. А. Сасс-Тисовского. Во всех районных театрах были назначены уполномоченные ВТО. Основной задачей организации было идейно-политическое и художест- венное воспитание людей нового социалистического общества. Совместно с Управлением по делам искусства члены правления ТО ВТО готовили и про- водили смотры творческой молодёжи, смотры художественной самодеятель- ности, помогали театрам литературно-критическими материалами. Отделе- нию ВТО в грядущем, 1940 г., предстояло поднять на высокий уровень работу по идейно-творческому воспитанию актёров путём углублённой проработки трудов Маркса и Ленина и овладеть стилем социалистического реализма как основным стилем эпохи социализма. Проведение теоретических творческих конференций было новой формой анализа постановок. В течение 1940 г. теоретические творческие конферен- ции состоялись в Тульском областном театре, Калужском городском 27 и Ка- лужском колхозно-совхозном театре. Первая творческая конференция про- шла в Тульском областном театре по пьесе Н. Погодина «Человек с ружьём». Неотъемлемой частью этой работы являлся приезд московских или местных критиков. В течение года члены правления ТО ВТО провели 42 выезда в те- атры области. По плану был предусмотрен 51 выезд. Всем районным театрам оказали помощь литературно-критическим и иконографическим материалом. ТО ВТО принимало самое деятельное участие в разработке репертуара всех театров области в целом и каждого театра в отдельности. В правление ВТО обращались за консультацией в составлении репертуара районных те- атров. Именно вмешательство правления ТО ВТО не позволило в погоне за

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=