Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

97 Ë. Í. Äçèãîâñêàÿ. Îò Òóëüñêîãî îòäåëåíèÿ ÐÒÎ ê Òóëüñêîìó îòäåëåíèþ ÂÒÎ в партере и бельэтаже продавались по низким ценам. Антрепренёр П. Г. Бугон уверял, что будет рад видеть малоимущую публику на удобных местах в свет- лом, тёплом, роскошном по отделке помещении, слушающей хорошее испол- нение, – и всё за низкую плату. После П. Г. Бугона в Новом театре дирекцию возглавил Н. С. Платонов. Ставили спектакли по произведениям «Доходное место», «Таланты и поклон- ники» А. Н. Островского, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Три сестры» А. П. Че- хова, «Потонувший колокол» Г. Гауптмана, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «За- ложники жизни» Ф. К.Сологуба, «Железный занавес» Л. Л. Толстого (сына Л. Н. Толстого), «Царь Эдип» Софокла в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник, «Профессор Сторицын» и «Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева. Для детей и гим- назистов играли Ш. Перро «Кот в сапогах», «Маскарад», «Доходное место». С упрочением власти большевиков в Туле деятельность уполномоченных Русского театрального общества прекратилась. По решению Тульского губ- исполкома от 7 августа 1918 г. театр при Дворянском собрании, т. е. Новый театр, перешёл в ведение Художественно-театральной комиссии при отделе народного образования при Тульском губисполкоме 15 . В России в 1918 г. был создан Театральный отдел Нарокомпроса, значи- тельная часть прав РТО отходила государству. Со временем у РТО оконча- тельно были отняты права и функции профессионального союза. В 1932 г. РТО было переименовано во Всероссийское театральное общество (ВТО) 16 . В свете решений ЦК ВКП(б) театр становился «широкой общественно-поли- тической ареной, могущей поднять культурный уровень масс, привить и раз- вить вкус к культуре» 17 . Требовалось «приблизить театр к рабочему зрителю и обслужить зрителя». Во главе ставилась идеологическая направленность спектаклей и посещаемость театра зрителями. По примеру столиц тульские театральные коллективы должны «пользоваться ценностями старого театра. Стараясь при этом находить в мировой драматургии новые и старые, бывшие под запретом идейные пьесы, освещающие народу новые пути» 18 . На заседании президиума Тульского губисполкома от 20 сентября 1926 г. было организовано Управление театральными предприятиями, контролиро- вавшее идеологическую направленность постановок. Организаторы стреми- лись достичь максимальной посещаемости театров трудящимися, работать с минимальным штатом и на хозрасчёте 19 . В репертуаре значились спек- такли: «Шторм», «Цемент», «Чудеса в решете», «Келья», «Кто виноват», «Лю- бовь Яровая», «Мандат», «Три вора», «Ревизор», «Потонувший колокол». В ве- домстве управления состояла драматическая труппа в составе 40 человек. Труппа обслуживала пять театров и рабочие клубы. Акцентировался вопрос привлечения зрителя и финансов. Проблема совершенствования актерского мастерства не обсуждалась, её не существовало. На сезон 1927/28 г. пригласили режиссёра И. А. Ростовцева, «…благода- ря которому имеем хорошую, сильную труппу артистов и с хорошим репер- туаром» 20 . Согласно анкете, И. А. Ростовцев состоял в РАБИС 21 с 1917 г. 22 . Но официальной датой основания РАБИС считается май 1919 г.; возможно, два года он состоял в РТО. В начале 1928 г. под руководством И. А. Ростовцева были поставлены «Разлом» Б. Лавренёва, «Любовь Яровая» К. Тренёва. Постановка этих пьес получила большой общественный резонанс. Особенно восторженные отзывы вызвала постановка пьесы «Разлом».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=