Тульский краеведческий альманах №20 2023 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 20 • 2023 96 Благоустроенного стационарного здания театра в городе не было. Для зри- телей Тулы в конце XIX в. действовали три сценические площадки: в театре г-на Томского, в театре «Эрмитаж» и в Дворянском собрании. В большом зале Дворянского собрания, где показывал спектакли тульский любительский коллектив и гастролировавшие труппы, сцена была чрезвычайно мала и не приспособлена для большого количества участников. Здание театра Томского в Кремлёвском саду было деревянным, театр «Эрмитаж» – летним. Прислушиваясь к мнению общества, в 1902 г. Тульская городская дума постановила предоставить в распоряжение комитета попечительства о народ- ной трезвости участок городской земли под строительство Народного дома-те- атра. В ноябре 1902 г. о новом проекте писали в журнале «Театр и искусство»: «Народный дом будет представлять огромное здание. В первом этаже поме- стится зал на тысячу человек для народного чтения и для театральных пред- ставлений, читальня и т. д.» 8 . На сцене Народного дома на Новопавшинской улице спектакли шли после 1905 г.; в настоящее время это здание Театра юного зрителя на улице Коминтерна. 14 октября 1912 г. в Туле состоялось торжественное открытие Дворянского клуба с театром при нём 9 . Театр при Дворянском клубе назывался «Новым театром». По образцу московского Художественного театра в Новом театре сцена была оснащена электрическим оборудованием для световых эффектов при постановке пьес. Зал вмещал до 1200 зрителей. Репертуар планировался разноплановый: «от сильной драмы до легкой комедии» 10 . В конце октября 1912 г. было получено сообщение председателя совета Императорского Русского театрального общества о том, что в связи с рас- ширением обязанностей уполномоченных совета и вследствие введения в действие нового устава общества в Туле назначен второй уполномочен- ный совета – Н. И. Сапфирский. Совет заседал в Новом театре при труппе П. Г. Бугона. На общем собрании действительных членов общества председа- телем отдела был выбран артист Е. Ф. Боур, секретарем – И. А. Бахчисарай- цев-Ростовский 11 . Несколько слов о Н. И. Сапфирском. Он обладал большим опытом адми- нистративной и организаторской деятельности. В течение нескольких лет со- стоял уполномоченным Русского театрального общества в Тамбове, Омске 12 . В Туле Сапфирский поселился на Петровской улице (с 1920 г. – ул. Ф. Эн- гельса) в доме Барабанова. Энергичная деятельность Сапфирского не пре- кратилась с установлением власти большевиков. В июне 1918 г. он состоял уполномоченным Русского театрального общества, учредил «Культурно-про- светительное художественно-артистическое театрально-музыкальное бюро». Занимался организацией концертов, спектаклей, литературно-музыкальных вечеров. Предлагал услуги в создании оркестров, певческих хоров, в поста- новке театральных пьес 13 . Влияние общественного мнения, в том числе уполномоченных РТО, сказа- лось на социальной направленности репертуарной политики. В Новом театре особое внимание уделялось постановкам для детей и юношества. Дирекция стремилась, чтобы спектакли имели литературно-образовательное значение, установила контакт с учебными заведениями. Спектакли для учащихся игра- ли по субботам. Благотворительные спектакли в пользу малоимущих стали регулярны- ми 14 . В определённые дни, в какие именно – не конкретизировалось, места

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=