Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 8 Совпадают: Москва – с. Островец – Коломна – Зарайск – Подосинки – Скопин – Воронеж. К этому можно прибавить Ульянино, которое де Бруин проезжал по той же дороге, направляясь на юг. Таким образом, по крайней мере частично, почтовая линия между Москвой и Воронежем при Екатерине I придерживалась дороги, построенной при её покойном супруге. От Тулы она лежала далеко, но краешком заворачивала и на тульские земли. Следующие ею путешественники между Зарайском и Скопином проезжали через село Подосинки – нынешнее Подосинки-Кожино Новомосковского района Туль- ской области. В отличие от строившегося почти одновременно с дорогой канала, исто- рия которого, особенно ранний этап, документирована неплохо, о том, как и кто строил дорогу, знаем мало. Кое-что известно лишь для времени, когда работа подходила к концу. В это время ею руководил строивший канал Гага- рин и лица им назначенные. Косвенные данные позволяют предполагать, что и прежде её строительством ведал он 14 . Но он ли его начинал? Как исполнение им этого поручения увязать с его биографией? На эти вопросы ответов пока нет. Как искали царскую коляску Как по тем дорогам в петровские годы ездили? На чём? Короткий ответ: на всём, что обеспечивало удовлетворительную скорость, относительный комфорт и соответствовало сезону. Остановлюсь на истории одного экипажа (царского!), изучение которой, не ответив на вопросы, которые первоначаль- но ставились, дало неожиданный результат, вполне окупивший приложен- ные усилия. Начну с указа из Посольского приказа Ратуше, полученного ею 19 ноября 1709 г. В нём сообщалось о полученном приказом из городка Мариенвердера (Западная Пруссия) указе из «военного походу» за подписью государственного канцлера графа Г.И. Головкина. (В то время царь почти все время пребывал в походе, только в эту минуту поход был не вполне военным. После блиста- тельной победы под Полтавой он занялся дипломатический подготовкой новых, как тогда казалось, завершавших войну побед, для чего отправился сначала в Польшу, а оттуда на встречу с прусским королем Фридрихом I 15 .) В указе из Мариенвердера предписывалось послать в Тулу подьячего «для привозу его великого государя походной коляски и для розыску про тое ко- ляску». Исполняя распоряжение, из Посольского приказа на почтовых под- водах отправили подьячего Cтепана Никитина с солдатами и заданием: «ро- зыскав, тое коляску привесть к Москве». Ратуша, которую Посольский приказ об этом извещал, должна была ему помочь, для чего послать тульским бур- мистрам «послушной» указ: «буде по тому розыску приличатца ис тулян по- сацких людей и из ыных чинов, и чтоб те посацкие люди… ему, подьячему, были послушны, также и о даче тому подьячему с салдаты постоялого двора и за коляскою до Москвы провожатых и ему подвод». 21 ноября такой указ в Тульскую земскую избу Ратуша отправила, два дня спустя его в Туле уже читали. Бурмистрам предписывалось быть послушными Никитину, опреде- лить его на постоялый двор, выделить подводы 16 . Указ, полученный в Туле, был первым документом, сообщившим о поте- рянной в Туле царской коляске. Огорчительно короткий, он интриговал и да- вал пищу для размышлений. Новые исследования показали, что история

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=