Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

7 почву и воду. Когда это – прежде? Судя по характеру его занятий – не зимой. А точнее? Возможный ответ содержит упомянутое донесение Плейера. Лето 1701 г. – вот подходящее время для визита, когда можно было бы провести «исследования», нужные, чтобы решиться строить канал. Ранее связь этого посещения Петром озера с предстоящим строительством канала отмечал Н. Г. Устрялов 8 . О важности «из Москвы водою в Дон входить» с целью «осмотру карабельного строения и привозу разных потребностей» ещё на рубеже XVII и XVIII вв. писал адмирал К.Крюйс 9 . Соединение Дона и Вол- ги севернее Царицына (там, между реками Камышинкой и Иловлей, канал пытались построить раньше Ивановского) решить эту задачу не позволяло. Связка через Иван-озеро решала её как нельзя лучше. Заметим, что отклонение от короткого маршрута ради посещения Иван-озера давало Петру возможность заглянуть по дороге в Тулу ещё и на принадлежавшие его дяде Л.К.Нарышкину Тульские (Городищенские) же- лезные заводы – объект, знакомство с которым Петра можно по некоторым данным предполагать. Отвечая на одни вопросы, гипотеза об отклонении Петра летом 1701 г. от стандартного маршрута ставит другие. Как, покинув Воронеж, добирался Пётр до Иван-озера? Повернул с основной дороги у Ефремова? Никитского? Дедилова? Или ехал по дороге на Коломну, а потом свернул с неё на восток? Дорога через Коломну – длинная, но с красными столбами Юрий Олеша интересные, но спорные размышления о дорогах доримской эпохи начинает словами: «Дорог не было. Овраги, грязь, волнистость почвы – груды камней, вместо прямого пути извилины, сделанные природой, зарос- ли, – вот по какому пути двигались люди» 10 . Петровская Россия не Греция эпохи Перикла. Дороги были и, что важно, строились новые. Одна из них связала Москву и Воронеж и создавалась по царскому рас- поряжению. Утверждая последнее, не обязательно ссылаться на подтверж- дающие документы. Любой крупный инфраструктурный проект выполнялся тогда не только с согласия, но, разумеется, и по распоряжению Петра. Тем более – в условиях войны, начавшейся не слишком удачно. Новая дорога была заметно длиннее проходившей через Тулу (552 версты против 460), зато обликом приближалась к европейским: имела вдоль трассы высокие окрашенные столбы с указанием вёрст и посаженные по обе стороны деревья. Маршрут, которому она следовала, представляем даже более отчёт- ливо, чем предыдущие. Им в 1703 г. проехал де Бруин, дорогу похваливший и оставивший подробное, с указанием расстояния между селениями, которые миновал, её описание. Вот этот маршрут 11 : Москва – село Островец – Косяково – Коломна – Городна – Зарайск – По- досинки – Скопин – Ораниенбург – поворот к г. Доброму – Студенки – Рома- нов – Воронеж 12 . А вот маршрут, которым по состоянию на 1726–1727 гг., передвигалась между Москвой и Воронежем почта: Москва – деревня Островец – село Ульянино – Коломна – Зарайск – село Пруды – село Подосинки – село Богоявленское – село Горлово – Скопин – Ряск (Ряжск) – деревня Благая – деревня Оловаи – Козлов – стан на р. Ярослав- ке – село Лысые Горки – Танбов – Воронеж 13 . È. Í. Þðêèí. ϸòð Àëåêñååâè÷ ìåæäó Ìîñêâîé è Âîðîíåæåì: íåñêîëüêî äîðîæíûõ ñþæåòîâ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=