Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 58 лению, дом этот гибнет на наших глазах и может окончательно исчезнуть уже в ближайшее время. Развитие стиля модерн было насильственно прервано событиями начала ХХ в.: Первой мировой войной, а затем революцией, Гражданской войной, разрухой и, наконец, развитием новой идеологии. Как обычно, революции меняют не только общественный строй, но и общественное мышление. В ар- хитектуре проявляется тенденция не только к изменению внешнего вида зда- ний, но к созданию новой эстетики. По мнению революционно настроенных творцов, новый мир должен был иметь новый облик, архитектура должна была стать ясной, функциональной, конструктивной, передавать настрое- ние революционного порыва и устремлённость в светлое и ясное будущее. В столичных архитектурных бюро разрабатывались типовые проекты функ- циональных зданий – универсальных магазинов, клубов и дворцов культуры, больниц, детских яслей, больниц, фабрик-кухонь. Но строились такие здания и по индивидуальным проектам. Так возник и реализовывался новый стиль молодой советской страны – конструктивизм. Развивавшийся, как и модерн, всего около полутора десятилетий, в 1920– 1930-е гг., конструктивизм тем не менее оставил нам, как и модерн, немало по-своему красивых памятников. Наиболее известным сооружением этого стиля до недавнего времени яв- лялось здание фабрики-кухни – заведения, где были сосредоточены пункты питания (ресторан, кафе, столовая, кулинария) и где можно было не только пообедать, но и купить готовые горячие блюда для дома. В 1990-е гг. зда- ние передали головному офису Сбербанка, который значительно изменил его внешний вид, лишив его первоначального облика. Но совсем рядом с фабрикой-кухней расположено ещё одно сооруже- ние, построенное в стиле конструктивизм, – здание ФЗУ (школы фабрично- Старообрядческая церковь Благовещенья. Фото Артёма Лоскота (из архива автора)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=