Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 6 Ценность росписи определяется тем, что она найдена среди документов Петра. Возможно, царь был с ней знаком, возможно, учитывал при плани- ровании поездок. Не приходится сомневаться, что в большинстве случаев он выбирал именно эту кратчайшую дорогу. О другом маршруте – дороге через Коломну, проложенной при Петре, ска- жу позже. Нестандартные маршруты Если в выбор вмешивались «особые» соображения, маршрут менялся. Так произошло, скорее всего, на пути Петра в Москву из Воронежа в 1701 г., по- ездке, необычно для Петра долгой – продолжавшейся с 8 по 17 июня. Из до- несения австрийского дипломата О. А. Плейера можно заключить, что царь, возвращаясь, побывал на Иван-озере 7 . Почти сразу же после этого был дан старт строительству Ивановского канала – ещё одной, на этот раз водной, трассы, которой предстояло связать Москву и Воронеж. Была ли между событиями связь? Документы, которые известны, о ней умалчивают. В них события начинаются позже – с поручения Петра князю М. П. Гагарину хоромной и перекопной работы у озера и первых его действий по исполнению поручения. Оба – царь и Гагарин – находились в Москве. Мож- но предположить, что они в эти дни встречались, что тогда Гагарин и получил задание. Но это только догадка. На более ранние события намекают Записки голландского путешествен- ника Корнелия де Бруина, в феврале 1703 г. побывавшего по приглашению царя в Воронеже. Рассказывая о посещении по пути туда Иван-озера, он упо- минает, что царь уже бывал в этих местах прежде; тогда же он исследовал там Почтовые линии на карте Русского государства XVII – начала XVIII в. Из книги И. П. Козловского «Первые почты и первые почтмейстеры в Московском государстве». Т. 1. Варшава, 1913 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=