Тульский краеведческий альманах №19 2022 г
53 В дальнейшем увлечение историческим зодчеством допетровской эпохи привело к несколько иному стилевому решению храмов. Построенное в Москве на Красной площади В. О. Шервудом здание Государственного исторического музея породило моду на неорусский (в советском искусствознании его пренеб- режительно называли псевдорусским) стиль. Для него характерны отказ от оштукатуривания стен, обильное использование элементов «строгановского» зодчества (сочетание красного кирпича и белого камня, башенки, закомары, ширинки, висячие гирьки двойных арок, колонны-кубышки и пр.). Яркими образцами такой архитектуры являются здание Успенского кафедрального собора (Успенской церкви бывшего женского монастыря на нынешней пло- щади им. Ленина), церковь Иоанна Златоуста на Пролетарской улице (при въезде на Чулковский мост), церковь Знамения (на углу Ствольной и Арсе- нальной улиц), церковь Двенадцати апостолов и др. Мода на неорусский стиль распространилась и на жилое строительство; в этом стиле возведены дом № 8 по ул. Металлистов, дом № 7 по ул. Благове- щенской, дом № 25 по Советской ул. и др. Общественные и торговые сооруже- ния также строились в этом духе. Всем известно здание Новых торговых рядов (ныне гарнизонная прокуратура) на Посольской (Советской) улице. Образцом эклектики, использующей соединение в одном здании сразу не- скольких исторических стилей, является дом купца И. К. Платонова (в начале ХХ в. в нем размещалась городская Дума; ныне это Городской центр развития и научно-технического творчества де- тей и юношества) на Крестовоздви- женской площади, построенный на рубеже XIX–XX вв. Его три фасада (по улице Революции, на площади и по Денисовскому переулку) организуют пространство площади и примыка- ющих улиц, заодно почти полностью закрывая от глаз дом Ливенцовых, который, очевидно, к концу XIX в. имел непрезентабельный вид. Здание Думы соединило в своем облике черты нескольких историче- ских стилей. Черты неоренессанса прочитываются в таких элементах, как мощный руст на вертикальных членениях в виде пилонов, размещён- ных между окон; масштабная арка входа, который подчёркнут разме- щённым над ним куполом с ныне утраченным кованым шпилем; по- луциркульные окна (в первом эта- же широкие единичные, во втором – Успенский кафедральный собор (бывшая Успенская церковь женского Успенского монастыря). Фото Артёма Лоскота (из архива автора) È. Ã. Êîâøàðü. Àðõèòåêòóðíûå ñòèëè â ïàìÿòíèêàõ ãîðîäà Òóëû
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=