Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

51 È. Ã. Êîâøàðü. Àðõèòåêòóðíûå ñòèëè â ïàìÿòíèêàõ ãîðîäà Òóëû портиком возвышается массивный купол со шпилем. Боковые части фаса- да разделены надвое двухколонными портиками, которые ничего не несут, но дополнены слуховыми окнами на крыше, выполненными в виде люкарн и оформлены барочными аттиками с завершениями в виде раскрепованных лучковых фронтонов. Эклектическое направление в духе неоготики представлено двумя яр- кими образцами – зданием католического костёла Петра и Павла (во дворе дома № 52 по проспекту Ленина) и домом Конопацких (ул. Каминского, 51). Строго говоря, от готики здесь только внешние признаки: островерхие завер- шения башенок, окна со стрельчатыми завершениями, скульптура на фасаде костёла (практически не сохранилась), витражные окна. Впрочем, это и по- нятно, подлинная готическая архитектура – это в первую очередь сложная конструктивная система, которую копировать очень сложно, поэтому эклекти- ка и предполагает только внешние декоративные элементы. В православном храмовом строительстве середины – 2-й половины XIX в. проявляется влечение к архитектурным элементам XVII в.: акцентирует- ся пятиглавое завершение, главки приобретают традиционную луковичную форму (вместо полусферических куполов классицизма), на фасадах применя- ются декоративные элементы «тянутые колонки с перехватами», «ширинки», типичное для XVII в. оформление дверных и оконных проёмов. Такая стили- зация в середине XIX в. называлась русско-византийским стилем. В качестве примера можно было бы привести Богоявленский храм (ныне филиал Му- зея оружия) в кремле, если бы он не был изуродован отсутствием малых глав и заменой луковичной главки на сохранившейся центральной главе непонят- ным, якобы «шлемовидным», покрытием. Замечательным памятником византийского стиля является монументаль- ный храм Сергия Радонежского (на пересечении нынешних улиц Октябрь- ской и Пузакова), построенный в самом конце XIX в. по инициативе мит- рополита Московского Сергия, уроженца Тулы. К сожалению, в советские времена была уничтожена его высокая, очень выразительная колокольня. Дом Конопацких. Фото Артёма Лоскота (из архива автора)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=