Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 50 Примерно с середины XIX в. классицизм начинает восприниматься как нечто устаревшее, общественный вкус требует иной эстетики. Маятник кач- нулся в другую сторону, и вместо строгости, ясности и геометричности класси- цизма в моду входят обилие декора, прихотливая нарядность, использование элементов исторических стилей. Это явление получило название «эклектика» и долгое время (в основном, в советский период) считалось вторичным, реак- ционным, не заслуживающим внимания. И лишь к концу ХХ в. специалисты доказали, что эклектика – это сложное, требующее кропотливого изучения стилистическое течение в архитектуре. Сам термин трактуется по-разному: одни переводят его как «смешение всех и всяческих стилей», другие – как «ум- ный выбор». Нам кажется, что использование обоих толкований и даёт ключ к пониманию этого замечательного явления. Здания, построенные в стиле эклектики, можно разделить на две группы: одни построены в каком-либо историческом стиле (второе барокко, неогрек, египетский стиль, неоренессанс и т. п.); в других мы видим «смешение всех и всяческих стилей», например использование элементов итальянского Воз- рождения и европейского неоклассицизма, ордерной системы русского клас- сицизма и элементов допетровского зодчества и т. п. Ярким образцом использования в архитектурном оформлении здания в стиле русского необарокко является известный дом Белолипецких (ул. Ме- таллистов, 10), одно из самых больших и красивых зданий исторического центра Тулы. Считается, что нынешний дом был построен в самом конце XIX в., но можно предположить, что здание по требованию владельца было решено построить в духе необарокко – стиле, очень модном в столицах в 1840–1860-е гг. Двухэтажный уличный фасад дома вытянут по красной линии и состоит из трёх частей, активно выявленных конструктивными и декоративными эле- ментами. Нижний этаж оформлен рустом, второй этаж богато декорирован. Центр здания во втором этаже акцентирован портиком из четырёх колонн, несущих антаблемент и треугольный фронтон, заполненный лепниной. Над Дом Белолипецких. Фото Артёма Лоскота (из архива автора)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=