Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

47 È. Ã. Êîâøàðü. Àðõèòåêòóðíûå ñòèëè â ïàìÿòíèêàõ ãîðîäà Òóëû (цоколь ворот в целом, базы пилястр, карнизы, картуши, вазоны заверше- ния); требующие тонкой проработки декоративные детали (декоративные заполнения филёнок в пилястрах, их капители, декоративная сетка на плоскостях) выполнены из алебаст- ра либо особого сорта гипса; в цоколи пилястр, обрамляющих центральный проезд, вмурованы литые чугунные доски с декоративными изображени- ями. Трудно, но возможно себе пред- ставить многообразие сложных форм и полихромию этих ворот, а также сложный рисунок литой ограды (от которой не сохранилось даже воспоминания). Визуальную реконструкцию дома Ливенцовых и ворот сделал тульский художник В. Ф. Гильберт (1874–1938). Создав несколько вариантов карти- ны «У Ломовских ворот», он представил, как изначально мог выглядеть этот роскошный дом. Яркими образцами барокко в Туле являются Успенский собор в кремле (1762–1764), дом заводчиков Лугининых (1790-е; ул. Менделеевская, 7), дом Баташёва (ул. Комсомольская, 1б), сильное влияние барокко чувствуется в церкви Флора и Лавра (Боголюбская; ул. Мосина, 1), Всехсвятском соборе. Во второй половине XVIII в. возникает новый стиль – классицизм. Придя на смену барокко, он является полной ему противоположностью; основные его принципы – геометричность, ясность, симметрия. В строительных и декора- тивных приёмах используются принципы классического – древнегреческого и древнеримского – искусства: «золотое сечение» в пропорциях; ордерная систе- ма: колонные и пилястровые портики с фронтонами и аттиками, оформление Ворота усадьбы Ливенцовых. Фото начала ХХ в. В. Ф. Гильберт. Тула ушедшего века. Тульский музей изобразительных искусств.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=