Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 44 убывающих восьмериков, завершённых маленькой главкой на высокой вось- мигранной шейке. Причём нижний восьмерик этого псевдошатра оказался непропорционально маленьким по отношению к размерам всей колокольни, и зодчие окружили его аркадой, что придало всему сооружению стройный об- лик. Аналогов подобному решению мы не знаем. Необычность этой колоколь- ни заключается ещё и в том, что она стоит не просто отдельно (не соединена с телом храма, что не редкость и в XVII в.), но и на другой стороне переулка, и до XIX в. была связана с храмом чугунным мостиком на уровне второго эта- жа (погиб при пожаре). На момент окончания строительства Христорождественский храм в Куз- нецах (Николо-Зарецкий) являлся самым грандиозным сооружением Тулы (не считая, конечно, кремля). Не было построено существующее сейчас зда- ние Вознесенской церкви, до недавнего времени составлявшее вместе с Ни- коло-Зарецкой прекрасную панораму зареченского берега; не существовали в их нынешнем виде Успенский собор в кремле, Фроловская (Боголюбская) и Староникитская церкви; ещё не было Всехсвятской и Сергиевской церквей. Над деревянной, в основном одноэтажной, жилой застройкой города возвы- шался величественный, монументальный даже и по нашему времени, деми- довский храм. Возникновение развитого барокко приходится в России на середину – вторую половину XVIII в., хотя сам стиль зародился в Италии на рубеже XVI–XVII вв. В архитектуре этот стиль характеризуется чрезвычайно услож- нённым планом сооружений, соответственно и усложнённым объёмом, оформ- лением фасадов, применением элементов ордерной архитектуры (колонны, пилястры, фронтоны и т. п.), обилием декоративных деталей и скульптуры, сочетанием ярких цветов, в том числе позолоты. Здания этого стиля словно бы движутся, их усложнённые объёмы подчёркнуты игрой света и теней. Ба- рокко можно охарактеризовать словами «пышно, богато, вычурно». Это стиль торжественных дворцов и грандиозных храмов. Шедеврами русского барокко середины XVIII в. являются Зимний дворец, а также Смольный собор, дворец Строгановых в Петербурге и др. Наиболее ярким образцом стиля барокко в Туле является дом Ливенцовых (ныне включённый в состав здания Городского центра развития и научно-тех- нического творчества детей и юношества, ул. Революции, 2) с его знаменитыми воротами в Денисовском переулке. Уже много десятилетий этот архитектурный комплекс находится в удручающем состоянии, но это не мешает ему оставаться превосходным архитектурным памятником. Построенный в 1750–1760-х гг., он весьма велик для своего времени. Дом Ливенцовых (именно так звучала тогда эта фамилия) представляет собой двухэтажное строение на мощном сводчатом подвале, его этажи равны по высоте; нижний оформлен рустом, верхний яв- ляется парадным. Северный фасад здания, выходящий в курдонёр, усложнён за счет двух боковых ризалитов, усложнённых, в свою очередь, пучками угло- вых полуколонн; центр фасада был акцентирован парными колоннами во вто- ром этаже (сохранились элементы их крепления к стене здания) и, очевидно, некогда пышным оформлением входа в центре нижнего этажа. Декор входа, возможно, представлял собой узорный козырёк на столбах литого чугуна (на момент строительства дома Ливенцовы были одними из крупнейших чугуно- литейщиков Тулы). Стены дома были, безусловно, оштукатурены и окрашены в какой-либо яркий цвет: любой оттенок красного, синий, зелёный, бирюзовый, –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=