Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 42 Как известно, Пётр I, прорубив на рубеже XVII–XVIII вв. окно в Европу, активно насаждал именно европейскую культуру, в том числе в искусстве и архитектуре. Именно с этого момента мы можем говорить о заимствовании и развитии в России европейских стилей. Конечно, в русском варианте они имели отличия, но в целом русская архитектура развивалась в европейском русле. Строя новую столицу, Пётр требовал, чтобы она имела европейский вид, чтобы дома строились «на голландский и аглицкий манер». Именно с это- го момента, с 1-й четверти XVIII в., возникают привычные нам поныне формы строений. По сути, одним из первых архитектурных стилей нового времени является так называемое «петровское барокко», имеющее весьма малое отно- шение к развитому европейскому, а затем и русскому барокко. Петровское барокко, заимствуя основные формы у европейской архи- тектуры, отличается довольно скромными размерами и мало развитой де- коративной системой. Строения имеют чёткие геометрические очертания, а что касается декора – это в первую очередь применение ордерных элемен- тов: фронтонов, пилястр, межоконных филёнок, сдержанных наличников окон. Образцом этого стиля является дворец Петра Великого в Летнем саду в Петербурге. Храмовое строительство также указывалось вести в европейских формах. На смену крестово-купольным типам, традиционным для Руси, приходит ба- зиликальный тип – «кораблём», когда храм вытянут по оси «восток–запад», его внутреннее пространство разделено на протяжённые нефы столбами, а вместо пятиглавия над основным объёмом в восточной части возвышается одиночный купол. Любопытно, что архитектурные памятники петербургского петровского ба- рокко более схожи с голландским и английскими прототипами и более сдержан- ны и лаконичны по сравнению с московскими строениями этого времени. Ста- рая столица явно имела склонность к большему богатству и декоративизму. Памятником стиля «петровское барокко» с явным влиянием московского тяготения к масштабности и декоративизму в Туле является храм Рождества Христова, «что в Кузнецах» («Никола Богатый», «Николо-Зарецкий», сейчас более известный как Демидовский), построенный Акинфием Демидовым в память отца, легендарного Никиты Демидова, в 1730-х гг. Это весьма ха- Храм Рождества Христова, «что в Кузнецах». Общий вид. Фото Артёма Лоскота (из архива автора)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=