Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

41 È. Ã. Êîâøàðü. Àðõèòåêòóðíûå ñòèëè â ïàìÿòíèêàõ ãîðîäà Òóëû И. Г. Ковшарь Архитектурные стили в памятниках города Тулы К большому сожалению любителей истории, архитектурное лицо старин- ного города Тулы за последние четверть века сильно изменилось, исчезли це- лые кварталы старого города, практически утрачена деревянная застройка прошлого и позапрошлого веков, снесены и многие каменные строения, при- дававшие городу особый характер русской провинциальной старины. Конеч- но, Тула не может похвастаться знаменитыми архитектурными шедеврами, как столицы, Санкт-Петербург и Москва, но город обладал определённым об- ликом, как и многие провинциальные города России. Архитектурное лицо города складывалось в основном из деревянной одно- и двухэтажной застройки. В центре города, вблизи рынка, часто встречались здания с первым каменным этажом (там в основном располагались лавки или лабазы) и вторым деревянным – жилым. Каменные дома строили люди очень зажиточные: крупные заводовладельцы, оружейники, купцы, реже – дворяне. Насколько можно судить, до второй половины XVIII в. каменных сооружений в Туле было немного – это, конечно, кремль, некоторые храмы (Благовещен- ский, Николо-Зарецкий, Христорождественский в Чулкове). Жилищное ка- менное строительство началось с середины XVIII в., а после грандиозного по- жара 1834 г. активизировалось и строительство каменных административных и общественных зданий. Прижимистые туляне, даже обладавшие крепкими состояниями, не стремились приглашать известных зодчих для строительства своих домов. Обыватели довольствовались «образцовыми» (типовыми) проек- тами, которые получали в городской управе, люди богатые приглашали про- фессионалов, но не знаменитых, дабы не платить лишнего. Поэтому, рассма- тривая памятники архитектуры Тулы XVIII – начала XX в., мы чаще всего их авторов не знаем. Задача данной статьи – рассмотрение некоторых сохранившихся до на- ших дней памятников архитектуры в контексте их стилевого решения: ба- рокко, классицизма, эклектики, модерна и пр. И здесь встаёт вопрос: а что такое стиль? Ведь это не просто набор тех или иных декоративных деталей. Каждый стиль – это целостное выражение в искусстве мировоззрения той или иной эпохи, того или иного общества, включая вопросы идеологии, эстетики, уровня развития экономики, науки и образования, а в отношении архитекту- ры – ещё и строительных приёмов, материалов и конструкций. Произведения искусства – в живописи ли, рисунке, скульптуре или архитектуре – объединя- ются в стили уникальной целостностью всех элементов содержания и формы, включаясь по совокупности схожих элементов в конкретный стиль. Конечно, наиболее значимые произведения архитектуры XVIII – начала XX в. строились в столицах – Москве и Санкт-Петербурге, по заказам импе- раторского двора, Синода, сановных вельмож. В российской провинции всё попроще и в меньших масштабах, но тем не менее и в глубинке встречаются отдельные шедевры, а что касается рядовой застройки, то целый ряд соору- жений являются очень типичными представителями архитектурных стилей. Тем самым они представляют для нас интерес.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=