Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 232 Естественно, нас, аспирантов Академии общественных наук при Цент- ральном Комитете Коммунистической партии интересовали внутрипартий- ные дела. Прошел 19-й съезд. Сталин не делал на нём доклада, ограничил- ся небольшим выступлением. Мы понимали, что его здоровье находится под угрозой, что в партии грядут перемены. Но представить жизнь без Сталина казалось просто невозможным. Живого Сталина я видел только два раза на кремлёвской трибуне во время демонстраций. Он казался достаточно креп- ким. И даже когда он серьёзно заболел, думалось, что он будет жить и жить еще долго. Поэтому весть о его смерти в психологическом плане стала неожи- данностью и величайшим потрясением. 5 марта 1953 года! Я, человек скепти- ческого склада ума и не очень эмоциональный, эту смерть переживал, однако, как сильнейший удар и серьёзно беспокоился за судьбу нашей страны. В Ко- лонный зал я с трудом пробрался благодаря удостоверению с литерами «ЦК КПСС» на корке. В Москве же творилось что-то невероятное. Не знаю, есть ли точные данные о количестве жертв. Их было много в обезумевшей толпе, где каждый стремился попрощаться с вождём. Лично мне пришлось вытаскивать из толпы пожилую женщину, которая упала и оказалась под ногами. Спасал ещё девушку. Её прижали к столбу, и она потеряла сознание. Творились экс- цессы у гроба. Свидетелем одного был муж моей двоюродной сестры, Николай Пахомов, инструктор МГК. Он дежурил в зале и был свидетелем того, как ветеран-фронтовик с криком «Я с тобой, отец!» зарезался у гроба. У гроба я держал себя в руках без особого усилия. Обратил вникание на то, что кожа на лице у Сталина неровная, что на темени волосы жидкие. Затрясло меня почему-то уже после похорон, когда увидел движущийся по улице (Садовому кольцу?) специальный погребальный артиллерийский лафет. Но Солнце не упало на Землю, и время не остановилось. А некоторые со- бытия мне показались странными. Так, один из наших аспирантов осмелился весьма неприязненно говорить о великом покойнике. Я полагал, что он будет не только исключён из Академии, но и из партии. Ничего такого не произо- шло. А когда на партийном собрании у нас кто-то попытался поставить вопрос об этом аспиранте, президиум отверг это предложение. Пророки, кумиры, вожди, как правило, возникают у народов страдающих, бедствующих и угнетённых, измученных и обессиленных. Свои надежды они связывают с сильной личностью, героем или пророком. Так повелось со вре- мен пророка Моисея. Так оно происходит и в наши дни. Дальше на политическом экране кадры стали меняться с невероятной быстротой. Вблизи Академии, на противоположной стороне Садово-Кудрин- ской, (мы знали) за мрачным, высоким забором находилась резиденция Лав- рентия Берии. Мы постоянно видели фланирующих вдоль забора «топтунов». И настал день, когда не стало ни «топтунов», ни самого Лаврентия Павловича. В этом случае скорби не было. Но, собственно, и радости тоже не было. Была растерянность, была тревога: кому можно верить, на кого можно полагать- ся? Пошли разные слухи. Говорили, что его арестовал Г. К. Жуков, Маршал Советского Союза, что он был просто застрелен до суда. Шла ожесточённая борьба за власть. Культ личности! Вождизм! Сотворение кумира! Тоталитаризм! Слова раз- ные, но стоящая за ними историческая сущность одна. Вряд ли появление во- ждей в целом ряде стран, у самых различных народов можно считать случай- ностью, историческим заблуждением, злой шуткой истории. Время нуждалось

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=