Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

209 Моё детство протекало в переломный период. Эстафета веков, эстафета эпох! Прошлое ещё живо. Оно владеет сознанием. Господствуют старые при- вычки. Бывший городской глава Золоторёв Егор Васильевич 9 покрикивает на женщин, чтобы на улицу не выливали помои. Все здороваются, крестятся. В семьях «бывших» мужчины расшаркиваются, прикладываются к ручке да- мам. У меня, у мальчика, сладко замирает сердце, когда юные барышни де- лают реверансы. Старый быт! А рядом с ним военные шинели, красные звёз- ды, «пыльные шлемы». Маёвки и демонстрации. И я за Советскую Россию, я ненавижу Чемберлена. Для меня, ещё совсем ребёнка, была трагедией смерть Ленина. Но я же до слёз жалел убитого маленького царевича. Ходил и на крест- ный ход, когда встречали чудотворную икону Божьей Матери. Однако мне нра- вились и демонстрации и маёвки, рево- люционные песни про отряд коммунаров, про красную кавалерию. Впрочем, был я знаком и с антисоветскими анекдота- ми и частушками. Одна из них прилич- ная: «На заборе сидит Ленин, держит серп и молоток, а его товарищ Троцкий гонит роту без порток». В самом сознании происходило столкновение мате- риков... Прошлое уходило, уходил постепенно и весь старый мир с его песня- ми и его вещами. Скольким вещам было суждено уйти в небытие. Лапти и полусапожки, керосиновые лампы и примуса, коромысла и вальки 10 , чапельники и рубели; дамские муфты и фетровые боты, корсеты и веера, вуали и турнюры, сталь- ные перья и чернильницы-непроливайки, крючки для натягивания сапог и устройства для их стаскивания («лакеи»), кресла-качалки и стулья с си- дениями и спинками из плетеной рисовой соломы, жаровые утюги и опас- ные бритвы 11 (очень опасные). Технический прогресс вытеснил их, заменил другими вещами. В обиход вошло электричество, радио, безопасные бритвы, застежки-молнии, автомобили и тракторы. Это естественно и это неизбежно. Но исчезновение старых вещей и появление новых вызвало и духовную пе- рестройку во всем обществе. В провинциальной глубинке процесс духовной перестройки отличался особой трудностью и сложностью. Сложным было само общество. Разные «чуждые элементы»: бывшие дворяне, старые офицеры, ду- ховенство, купечество, а наряду с ними те, кто был ничем – рыбаки, извозчики, грузчики, а также представители новой власти, советско-партийные работни- ки, милиция. Вообще, в Алексине проживало достаточно много людей, по тем или иным обстоятельствам вынужденных покинуть ранее насиженные места. Советская власть часто использовала тихие уездные городки для выселения туда из столиц неугодных ей людей. Некоторое время в Алексине проживала жена профессора Николая Александровича Шилова, известного московского учёного, химика с мировой известностью. Им дядя Боря приходился зятем. Её звали Вера Николаевна. Была она из богатой купеческой семьи Абрико- совых. Это не были «чумазые лендлорды», а люди высококультурные и обра- зованные, как Мамонтовы или Третьяковы. Правилам этикета, безусловно, можно было учиться у Веры Николаевны. По всем правилам сервировался и стол. У неё я учился играть в шахматы. Сам профессор часто навещал Алексин. Î. ß. Ñòå÷êèí. Òðîïîþ ïàìÿòè

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=