Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

197 смерти. В своих воспоминаниях Стечкин отошел от хронологического принци- па, избрав для них форму анкеты. Главы мемуаров как бы отвечают на пун- кты привычных вопросов о месте жительства, семейном положении, работе, членстве в партии и т.п.; и структура воспоминаний выстраивается в главы. 1. Когда я родился и где жил. 2. Корни и ветви. 3. Жена-другиня. 4. Дети, внуки и правнуки. 5. Учёба и образование. 6. Трудовая деятельность. 7. Отношение к воинской службе и войне. 8. ВКП(б) – КПСС. 9. Религия, вера, философия. 10. Пребывание за границей. 11. Здоровье и физическая культура. 12. Интересы и склонности. 13. Охота и рыбалка. 14. Активный отдых. 15. Путешествия и туризм. 16. Послесловие. Впрочем, ответы на эти вопросы далеки от формального лаконизма ан- кеты. Это искренние и глубокие размышления о своей судьбе, которая была неразрывно связана с историей страны и глубоко вплетена в жизнь Тулы. Стечкин, по свидетельству знавших его людей, был достаточно сдержанным и закрытым человеком и не принадлежал к тем, кого можно назвать «душа нараспашку». Однако на этих страницах он проявляет максимальную от- крытость, какая только возможна для людей подобного склада. Два фактора играли в этом отношении определяющую роль: время и возраст. Под мощным натиском этих союзников цензура и самоцензура утрачивали свои позиции. Времена наступили вольнодумные, а жизнь подходила к концу. Перед лицом смерти суетными и никчемными виделись всякие экивоки и умолчания. О. Я. Стечкин ТРОПОЮ ПАМЯТИ К читателю Потерять память! Что может быть страшнее?! Кто ты? Как тебя зовут? Где ты родился? Кто твои родители? Это кошмар! Но, а если историческую память потеряет целый народ?! Память о прошлом щитом прикрывает народ от враждебных поползновений, от потери патриотических чувств. Общест- во, не защищённое исторической памятью, подобно черепахе без панциря, оно легко становится добычей любых хищников, авантюристов и политиче- ских пройдох. Но может быть и не надо хранить в памяти «дела минувших дней, преданья старины глубокой»? Будет проще и легче сосуществовать мировому сообществу и прокладывать себе путь глобализму. Но мировая культура складывается из национальных вкладов, из культурных инвести- ций отдельных народов. Народ, утративший историческую память, – нищий с пустою сумой. Ò. À. Âîëîäèíà, Å. Â. Ñèìîíîâà. Òðîïà ïàìÿòè Îëåãà Ñòå÷êèíà

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=