Тульский краеведческий альманах №19 2022 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 174 Григорович едва ли заслуживал столь негативных оценок. И время всё расставило на свои места. Без «Антона Горемыки», «Де- ревни», «Бобыля», «Пахатника и бархатни- ка» невозможно представить себе не только русской литературы середины позапрошлого века, но и последующего пути её развития. Под влиянием Григоровича созданы многие страницы произведений Чехова, Бунина, Вересаева. Философско-этическое осмысле- ние крестьянской жизни у писателей-дере- венщиков XX в. (Астафьева, Распутина, Крупина, Белова и др.) берёт свое начало в творчестве Григоровича. Можно сказать, что осмысление глубины, самобытности и вмес- те с тем внутренних противоречий русского крестьянского мира – это литературная ли- ния, основанная Д. В. Григоровичем. А что касается критики, – то она вполне объяснима веяниями того времени. Конечно, на фоне документализма крестьянских про- изведений писателей-разночинцев, пришедших к читателю следом за Гри- горовичем (Н. Успенского, Г. Успенского, Н. Помяловского, Ф. Решетникова и др.), его подход и стиль стали казаться слишком литературными, облаго- роженными, излишне эмоциональными. Григоровича невозможно обвинить в искусственности или желании «подделаться» под гуманизм: за строками его произведений стоит искреннее сочувствие крестьянству, пусть и наблюдаемому со сто- роны. В подлинности чувств автора трудно усомниться: его произведения не дань моде, а попытка представить читателям доступны- ми его таланту средствами ещё не открытый и не познанный мир – мир русской деревни. Григоровичу не был дан дар широкого обобщения и создания многих типичных об- разов российской действительности, как, на- пример, Островскому, которого ему противо- поставлял Аполлон Григорьев, но он также смог отразить целый ряд важных для своей эпохи явлений. В принёсшем ему извест- ность очерке «Петербургские шарманщики» (1845) он показал подробности жизни сто- личной городской бедноты, в романе «Про- сёлочные дороги» (1852) вывел галерею про- винциальных помещиков накануне отмены крепостного права, в незаконченном романе «Два генерала» (1864) заострил проблему конфликта поколений дворянства в поре- форменной России, в повести «Акробаты бла- Д. В. Григорович. Гравюра с фотографии 1895 г. Титульный лист последнего тома полного собрания сочинений Д. В. Григоровича. 1896 г.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=