Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

169 дённому осмысленному распорядку будней и праздников, удовлетворения бы- товых и духовных потребностей, почитания старших и защиты малолетних, стала благодаря Григоровичу (и за десять лет до появления разночинской ли- тературы о крестьянстве) достоянием всей читающей России. Один из самых авторитетных критиков середины XIX в. А. В. Дружинин писал: «…после Гри- горовича мы знаем русского крестьянина как нельзя лучше» 10 . Благодаря успеху своих первых произведений 1840-х гг. и их высокой оценке Белинским Григорович более чем на десять лет сблизился с редак- цией «Современника». Н.А. Некрасов и И.И.Панаев, тогдашние редакторы журнала, считали Григоровича одним из своих главных сотрудников. Здесь были напечатаны все его романы 1850-х гг.: «Просёлочные дороги», «Рыба- ки», «Переселенцы». С середины 1850-х гг. он стал одним из «столпов» «Со- временника». П.В.Анненков вспоминал: «В объявлении об издании журнала в следующем 1857 году редакторы “Современника” извещали, что четыре первоклассных литератора, во избежание неудобств конкуренции, согласи- лись печатать свои произведения исключительно в журнале «Современник». Имена этих четырёх исключительных сотрудников действительно явились с первого номера журнала на 1857 на его обложке: это были Д. В. Григорович, А. Н. Островский, гр. Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев» 11 . Сохранился известный дагерротип, изображающий ведущих сотрудников «Современника» тех лет. Это был очень непродолжительный период, когда Григорович мог позволить себе жить исключительно литературным трудом, не прося у матери денег с имения, потому что «столпам» «Современника» Некрасов платил немысли- мый по тем временам гонорар – шестьдесят рублей с печатного листа. Вскоре Григорович почувствовал себя в «Современнике» чужим, потому что политика редакции сделалась предельно демократической, а взгляды Добролюбова и Чернышевского, ставших идейными лидерами журнала, Гри- горович не мог разделить. Не видел он в это время и достойных литерату- ры тем, именно поэтому в 1858 г. согласился совершить по заданию канце- лярии морского министерства длительное (годовое) путешествие на корабле «Ретвизан» с целью написать цикл очерков о разных странах и народах для журнала «Морской сборник». В августе Григорович отплыл из Кронштадта. Путевые очерки Григоровича составили целую книгу: его впечатления от Ис- пании, Италии, Греции, Португалии, Дании печатались целых четыре года. Впоследствии они были изданы единым томом под названием «Корабль “Рет- визан” (Год в Европе и на европейских морях)» и представляют собой наряду с «Фрегатом “Паллада”» И.А. Гончарова интереснейшее явление в русской ли- тературе, продолжающее традицию средневековых «хожений» и вместе с тем выполняющее роль новейшего путеводителя по культурным центрам мира. 1860-е годы стали для Григоровича творчески бесплодными: ни сама Ве- ликая реформа, ни её последствия не вдохновляли его. Начатый роман «Два генерала» так и остался незавершённым. Но активная натура Григоровича и потребность в деньгах (имение приносило очень скудные доходы) не давали ему сидеть без дела. В 1864 г. через посредство директора Императорского Эрмитажа С. А. Гедеонова, сына бывшего начальника Григоровича по канце- лярии дирекции Императорских театров, он получил место секретаря «Обще- ства поощрения художеств». На этом посту он проработал около двадцати лет, организуя живопис- ные выставки, помогая начинающим дарованиям, активно сотрудничая Ä. À. Ðîìàíîâ. «Äîëÿ èñòèííîãî ñ÷àñòüÿ»: æèçíü è òðóäû Äìèòðèÿ Âàñèëüåâè÷à Ãðèãîðîâè÷à

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=