Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 166 пробует себя в различных сферах: пытается переводить французские воде- вили, выступает на сцене в нескольких театральных постановках и в итоге оказывается служащим канцелярии тогдашнего директора российских Импе- раторских театров А. М. Гедеонова. В 1843 г. пробует своё перо в театральных рецензиях и пишет первые два рассказа «Театральная карета» и «Собачка», которые были опубликованы, но не имели успеха. Написанный в 1844 г. очерк «Петербургские шарманщики» Григорович решает отнести Н. А. Некрасову, готовившему в это время сборник «Физиология Петербурга». Некрасов при- нимает очерк весьма благожелательно и предлагает талантливому юноше сотрудничество. В 1845 г. выходит из печати «Физиология Петербурга», где одним из лучших произведений становится очерк Григоровича. Для второй книжки «Физиологии Петербурга» Григорович пишет рассказ «Лотерейный бал», который убеждает Некрасова в том, что в России появился новый, пода- ющий большие надежды писатель. С этого момента Григорович входит в круг Некрасова, Белинского и журнала «Современник». Середина 1840-х гг. – время становле- ния личности и таланта Григоровича, время жизненных уроков и обретения идеалов. В 1844 г. возобновляется его знакомство с Достоевским, с конца сентября на несколько месяцев они даже поселяются на одной квар- тире на углу Владимирской улицы и Граф- ского переулка Петербурга. Отношения Григоровича с Достоевским не были простыми. Но каждый из них зна- чительно повлиял на литературную судьбу другого. Во время обучения в Инженерном училище Достоевский, хорошо начитанный с детских лет, любивший и знавший литера- туру, заразил своим чувством Григоровича, направил его талантливую натуру в сторону словесного творчества. «Весь интерес жизни Достоевского, – говорил Григорович, – сосре- доточивался на одной только литературе» 5 . В 1845 г. Григорович, уже напечатавший свои ранние произведения, ввёл Достоевского в литературный круг «Современника», познакомив его с Некра- совым, что предопределило большой успех первой повести Достоевского «Бед- ные люди». В «Дневнике писателя» 1877 г. Достоевский так вспоминал об этом: «Кон- чив повесть, я не знал, как с ней быть и кому отдать. Литературных знакомств я не имел совершенно никаких, кроме разве Д.В. Григоровича… Кажется, он тогда собирался уехать на лето к себе в деревню, а пока жил некоторое время у Некрасова. Зайдя ко мне, он сказал: “Приносите рукопись” (сам он ещё не читал её); “Некрасов хочет к будущему году сборник издать, я ему покажу”. Я снёс, видел Некрасова минутку, мы подали друг другу руки. Я сконфузил- ся от мысли, что пришёл с своим сочинением, и поскорей ушёл, не сказав с Некрасовым почти ни слова. <…> Воротился я домой уже в четыре часа, в бе- лую, светлую как днём петербургскую ночь. Стояло прекрасное тёплое время, и, войдя к себе в квартиру, я спать не лёг, отворил окно и сел у окна. Вдруг Д. В. Григорович. Графический автопортрет середины 1840-х гг.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=