Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

165 Ä. À. Ðîìàíîâ. «Äîëÿ èñòèííîãî ñ÷àñòüÿ»: æèçíü è òðóäû Äìèòðèÿ Âàñèëüåâè÷à Ãðèãîðîâè÷à Небольшая повесть «Пахарь» (1856) стала настоящим гимном мудрому кре- стьянину-труженику, земле-кормилице, веками складывавшемуся русскому деревенскому миру. Недаром Л. Н. Толстой сразу же по выходе журнально- го варианта произведения написал Григоровичу о «чрезвычайно выгодном впечатлении», которое повесть произвела на него 4 . Высоко ценил Толстой и роман Григоровича «Рыбаки» (1853), отразивший разрушающее влияние на- чинающейся капитализации на традиционные жизненные устои русского на- рода. «Рыбаки» изобиловали природными зарисовками Оки и её окрестнос- тей, что особенно впечатлило Толстого, который считал Григоровича лучшим мастером пейзажа в русской литературе. Как уже отмечалось, с семейством Толстого Григоровича связывало длительное и тёплое знакомство. Сестре Толстого Марии Николаевне посвящён рассказ Григоровича «Очерки совре- менных нравов» (1857). Законченного образования Григорович не получил. В Москве он недол- го учился в гимназии, а затем обучался во французском пансионе Монигет- ти. В 1836 г. мать, желавшая видеть сына настоящим мужчиной, отдаёт его в петербургское Главное инженерное училище, где его однокашниками стано- вятся будущий выдающийся писатель Ф. М. Достоевский, будущий крупный физиолог И. М. Сеченов, будущий герой Севастопольской обороны в пери- од Крымской войны инженер Э. И. Тотлебен. Однако, не пробыв в училище и четырёх лет, Григорович покинул его стены, не чувствуя в себе «ни малей- шего призвания быть инженером» и желая вступить на поприще художника. В 1840 г. он становится вольнослушателем живописного отделения Акаде- мии художеств, изучает теорию искусств, сближается с молодыми талантли- выми художниками – учениками К. П. Брюллова, в том числе с Т. Г. Шевченко. Но и здесь он не находит своего призвания. Оставив Академию, Григорович Михайловский замок, в котором размещалось Главное инженерное училище

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=