Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 158 и отнимать хлеб, возвращаясь с песнями и стрельбой. «Волна гнева народного растёт, – отмечает В. П. Шнейдер, – я говорю и с бабами, и с мужиками» 34 . В феврале 1918 года в Белёве установилась власть большевиков. По опи- саниям В. П. Шнейдер, переворот здесь произошёл более мирно, чем в Пет- рограде или Москве: «Ужасы творятся, но в меньшем масштабе, конечно, – изредка стреляют, поставили на верхней и нижней базарных площадях по пулемёту, обложили контрибуцией в 100 000 купцов, которые её заплатили, и обывателей в 70 000, мы ещё не платили, мужчины по 10 рублей, женщины по 5, все поголовно» 35 . Однако с установлением новой власти в городе не на- ступило спокойствия: «Грядущие дни особенно тревожны, анархия воцаряет- ся всюду, даже в захолустный Белёв уже пожаловал анархист» 36 . Судя по письмам сестёр Шнейдер, ситуация с продовольственным обеспе- чением в разных регионах была своей. Так, они спрашивают Ф.Д. Батюшкова о наличии молока и яиц в Петрограде, отмечая, что в Белёве они есть, но хлеба, даже чёрного, почти не достать 37 . А в целом, «весь интерес как бы раз- добыть мучки или чего-нибудь съедобного, сейчас оно и понятно, очень голод- но» 38 . Получая сведения из «Светёлки», дачи Школы народного искусства под Лугой, они пишут, что там «лучше по части провизии, даже можно сказать по нынешним временам там хорошо, но там сидят без керосина при лампадах» 39 . Последнее письмо сестёр Ф.Д. Батюшкову из Белёва датировано июнем 1918 года: «Мы с Сашей ещё месяц думаем просидеть в Белёве, здесь есть хоть небольшой, но всё же заработок, вдвоём мы зарабатываем около 250– 300 рублей в месяц, за помещение мы не платим, а на полуголодную еду хва- тало, теперь цены еще повысились…» 40 . В это же время в письме А. П. Семё- нову-Тян-Шанскому В. П. Шнейдер описывает итоги их «белёвского плене- ния»: «Жизнь почти так же дорога, как в Москве, особенно похудела и имеет измученный вид Саша, я всё же бодрее, и нервы у меня как-то притупились» 41 . Летом 1918 года В. П. Шнейдер получила из Пермского дома народного просвещения приглашение организовать в Перми новую Школу народного искусства. Художница сообщала из Белёва директору Публичной библиоте- ки Э.Л. Радлову: «Так как Школа народного искусства пока что в летарги- ческом сне, то я с благодарностью приняла пермское приглашение, но как туда доехать? От нас в Пермь ни писем, ни телеграмм не принимают, а отту- да доходят…» 42 . В августе в Пермском народном университете В. П. Шней- дер должна была начать читать курс лекций по народному искусству. Однако навсегда оставаться в Перми и бросать Школу в Петрограде художница не хотела, рассматривая это предложение как командировку, тесно связанную с работой Школы 43 . Поездка в Пермь в конце концов не состоялась, по словам В. П. Шнейдер, проект «отцвёл, не успев расцвесть» 44 . В июле сёстры стали всё сильнее задумываться о возвращении либо в Петроград, либо в Лугу, но «всё это довольно сложно и есть различные ком- бинации, но при современной скорости событий ничего даже утром на вечер не загадаешь» 45 . Ф.Д. Батюшков отговаривал их возвращаться в Петроград, так как получить хлебный паёк было практически невозможно, цены высоки и продуктов не достать. В результате сёстры в августе 1918 года поехали в Москву на перегово- ры в Комиссариат земледелия о возобновлении работы Школы народного искусства, а затем через Петроград вернулись в Лугу. Они не застали осно- ванные в Белёве Пролеткультом в 1919 году художественные студии, среди

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=