Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 156 художественная жизнь в провинции, действительно, могла показаться вяло- текущей и скучной. События 1917 года разрушили их судьбы: А. П. Шнейдер так и не получила звания академика живописи от Императорской Академии художеств, а Школа народного искусства, состоявшая под высочайшим покро- вительством императрицы Александры Фёдоровны, находилась под угрозой окончательного закрытия. Поэтому не удивительно, что многое из зафиксиро- ванного в письмах носит негативный оттенок и что свою художественную дея- тельность здесь сёстры всё-таки были склонны рассматривать как временную и вынужденную, ради заработка, а не как ранее – ради удовольствия. А. П. Шнейдер, которая прежде зарабатывала на жизнь продажей картин и частными уроками, была вынуждена искать место постоянной службы. Она стала читать лекции по искусству в городском музее, хотя до этого лекцион- ной работой не занималась и имела опыт только одного публичного выступ- ления – в 1898 году в Педагогическом музее в Соляном городке ею была про- читана лекция «Исторический очерк женского костюма» 15 . В свободное время она занималась теорией музыки с местным скрипачом А. И. Михайловским 16 . Также она давала уроки рисования за минимальную плату, организовав «что- то вроде маленького ателье» 17 . Работа Варвары Петровны в Белёве была более связана с её дореволю- ционной художественной деятельностью, хотя масштабы её были несравнимо меньше, что приводило художницу в уныние. В свободное время она брала зари- совывать на дом предметы из местного музея, а также срисовывала росписи из- разцов кафельных печей в местных домах 18 . Кроме того, художница безвозмезд- но обучала «две дюжины несчастных ребят» в надежде получить от них оплату в виде ржаной муки и яиц 19 и читала курс для народных учителей. Но главной её заботой была с помощью одной из выпускницШколы народного искусства ор- ганизация работы вышивальной мастерской в Крестовоздвиженском женском монастыре 20 . Белёв славился своими знаменитыми «белёвскими» кружевами, которые изготовлялись городскими и деревенскими мастерицами, а также в ок- рестных монастырях. Именно здесь В. П. Шнейдер могла найти благодарных и талантливых учениц для продолжения занятий Школы народного искусства. Она описывала свой рабочий день Ф. Д. Батюшкову следующим образом: «Я утром хожу в монастырскую мастерскую и рисую образцы для работ, тут под мастерскую и рисовальный класс игуменья дала перевязочную и одну палату закрывшегося лазарета, светлую прекрасную комнату… послушницы учат- ся…» 21 . Далее В. П. Шнейдер даёт характеристику этих послушниц: «А те по- слушницы, которые учатся (местные крестьянки), такие наивные души, что по- падаешь, сидя с ними, в какую-то обитель ХVI века, до них исторические волны не докатились, и если мы сидим в Ноевом ковчеге, ожидая, когда воды начнут спадать, то у них отголосок смерча, захватившего нас, выразился в каких-то чудесных рассказах о бомбах, не разорвавшихся у мощей Святителя Алексея в Москве, о пророчествах Серафима, об Антихристе и т. п. Сидишь с ними и ду- маешь – нет, Русь не погибла и не онеметчить её, но чаяния и упования, возла- гавшиеся лучшими людьми, – свободы, права – не исполнятся не только теперь, но и через много, много лет, увидят ли ее наши правнуки? Народ на такой ещё низкой этической ступени, что ещё и до библейского закона не дошёл, а не то, что до социализма» 22 . Однако эту мастерскую нельзя в полном смысле назвать Школой народного искусства, поскольку почти все ученицы остались в Петро- граде и занятий в полном объёме в Белёве не производилось 23 .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=