Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

155 написали ни строчки. Белёв же 1917–1918 годов описывался ими достаточно подробно. Хотя они не стали свидетельницами крупных революционных собы- тий в провинции, каковых в Белёве и не было, но тем не менее фиксировали негативные перемены, которые начались ещё в годы Первой мировой войны, а к концу 1917 года значительно ухудшили жизнь тихого провинциального города (как, впрочем, и везде): «Жизнь замерла везде, а здесь в Белёве и всег- да-то прозябали, а теперь тем паче» 8 . Письма сестёр А. П. и В. П. Шнейдер, относящиеся к белёвскому периоду их жизни, во многом отражают взгляды художественной интеллигенции на современные исторические события. Много места в них уделено бытовым труд- ностям, с которыми они ранее вплотную не сталкивались. Единственными их постоянными корреспондентами в этот период были филолог, историк ли- тературы, журналист, литературный и театральный критик Ф. Д. Батюшков (1857–1920) и географ, энтомолог А. П. Семёнов-Тян-Шанский (1866–1942). Первые письма сестёр из Белёва к А. П. Семёнову-Тян-Шанскому дати- рованы 24 ноября 1917 года 9 . Если А.П. Шнейдер ничего не описывает из жизни в Белёве, то В.П.Шнейдер отмечает только разграбление и разгром всех окрестных имений. Однако такой лаконизм был обусловлен печальными новостями, полученными от Семёновых-Тян-Шанских, о смерти брата адреса- та, и эти два письма содержат соболезнования по этому поводу. Письмо В. П. Шнейдер Ф. Д. Батюшкову от 14 декабря 1917 года проник- нуто пессимизмом: «Да, много 4-х (4 декабря, именины св. Варвары. – Н. М .) прожила я, но такого тяжёлого, как только что пережитое, на моём веку не было. Хотя про самый день должна сказать, что Анна Сергеевна (Картав- цева. – Н. М .) старалась сделать невозможное, чтобы дать забыть мне наше “белёвское пленение”, пленение и изгнание добровольное, конечно. Михай- ловский (скрипач А. И. Михайловский. – Н. М .) устроил концерт (без при- глашённых, разумеется), очень хорошо играл на своей скрипке» 10 . Накануне Нового 1918 года В. П. Шнейдер риторически спрашивала: «Что нам готовит 18-й год? Ужели возможно, что будем падать в пропасть ещё более глубокую, чем сейчас, без надежды на что-либо и без просвета» 11 . В других письмах Ф.Д. Батюшкову В.П.Шнейдер рассказывает о своих общих впечатлениях от жизни в Белёве: «Мне никогда не приходилось жить в маленьком уездном городке зимою и близко видеть обывателей, бедная, несчастная страна» 12 ; «письмами друзей только душа и жива, всё рухнуло, втоптано в грязь, развеяно по ветру, незыблемыми остались только друже- ские связи» 13 . Местное общество не очень нравилось сёстрам: его увлечения были далеки от вопросов искусства, а интересы сестёр были далеки от его увлечений. Поэтому в одном из писем можно прочитать следующие слова: «К хозяевам нашим приходят местные обыватели, и они сами ходят “в гости”, мы с Сашей прямо не в силах слушать местных аборигенов – только вопросы собственной шкуры и брюха, игра в карты, в стуколку и в какого-то “Дрейфу- са”… И как не ужасен озверелый мужик – но даже в данную минуту он нрав- ственно неизмеримо выше, – а местные гимназистки и школьная молодёжь вообще нечто беспросветное, беспочвенное, полное самомнения. Кроме сына у Анны Сергеевны две дочери 19-ти и 16-ти лет, и вот я вижу их подруг» 14 . Работа, которую получили художницы в Белёве, не могла удовлетворить их в полной мере. После бурной художественной жизни Петербурга – Петро- града им, находившимся в 1910-е годы на пике своей творческой карьеры, Í. À. Ìîçîõèíà. Õóäîæíèöû ñ¸ñòðû À. Ï. è Â. Ï. Øíåéäåð â Áåë¸âå â ãîäû Ãðàæäàíñêîé âîéíû

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=