Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 140 чала плательную и бельевую ткань, большие тёплые платки. Рабочие – ткань на русские рубахи и деньги» 8 . Закупка «всего нужного для хозяйства» происходила, в том числе, в мод- ных магазинах «Мюр и Мерилиз». «Мюр и Мерилиз» – торговый дом, суще- ствовавший в России с 1857 по 1918 год. Заказывать товары можно было по каталогу и получать их почтой. Это были предшественники крупнейших со- временных интернет-магазинов. Рождественскую ель по традиции наряжали родители за закрытыми две- рями. Затем под ёлку на специальный стол выкладывали подарки. После одаривания семья вновь собиралась за столом, и начиналась ночная празд- ничная трапеза. Горящие свечи на ёлке и праздничном столе символизиро- вали свет, звёзды, сиявшие на небе в час Рождения Христа. Затем домочадцы перебирались в гостиную и предавались традиционным зимним занятиям – колке орехов или карточным играм. На Рождество всегда обязательно звучит музыка. Хоралы и песнопения сопровождают праздничную службу в церкви, а рождественские песни – до- машние празднества. Рождественские песни также составляют одну из неру- шимых рождественских традиций немцев и играют роль определённого сим- вола, неизменно ассоциируемого с родительским домом и родиной. Также обязательным атрибутом Рождества стали «ясли», или «вертеп». Лютеране на Рождество устанавливают ясли и разыгрывают сцену Рождения Спасителя. Считается, что тем самым Вифлеем как бы входит в дома и церк- ви, становится ближе и понятнее. Вертеп из бумаги (папье-маше) мы видим на фотографии гостиной в доме Белявских, на этажерке, справа от ёлки. Необходимо отметить безусловную и всеобъемлющую набожность этой семьи. «Размышляя теперь, в преклонном возрасте о своей жизни, я точно могу сказать, что она состояла из хлопот и трудов, приправленных многими, мно- гими радостями, но и тревогами, горем и печалью, однако рука Господа Бога милостиво направляла меня и в радости, и в горе. Испытывая превратности судьбы, я находила утешение в словах Священного Писания: “Что Я делаю, ты теперь не знаешь, но уразумеешь после”» 9 . Празднуя Рождество, Белявские прикасались к тысячелетней истории христианства. Так, например, традиция рождественской ели достаточно древняя и восходит к «райскому дереву» предрождественской мистерии – те- атрализованной постановки, посвящённой истории грехопадения, поскольку 24 декабря западными христианами отмечалась память Адама и Евы. Ин- тересно, что в немецких рождественских гимнах ёлка упоминается с XVI в. («O Tannenbaum»). Ёлка – главный символ праздника и центр притяжения домочадцев и гостей – устанавливалась Белявскими и Адерман в гостиной. Её убранство было глубоко символичным, а сама обрядовая традиция срав- нима с актом веры. Дерево украшали яблоками (символ запретного плода) и вафлями или печеньем (символ гостии — причастия и искупления), гирлян- дами (бусы, цепи и венки), которые считались атрибутом святости, колоколь- чиками, которые олицетворяли божественный голос. Яблоки и груши напоми- нали райскую пищу, орехи символизировали непостижимый божественный промысел. Важным символом христианской традиции были ёлочные свечи, напоминавшие о трепетной человеческой душе. Сладости, мёд, засахаренные фрукты символизировали «сладость духовных даров» и входили в общеевро- пейскую традицию празднования Рождества, согласно которой волхвы под- ' '

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=