Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

13 лошадь, подходившую для быстрой езды? В указе 1700 г. об установлении регулярной почты между Москвой и Воронежем записано требование дер- жать на станах «по 2 мерина самых добрых со всякою гонебною рухледью» 36 . Без таких, заранее поставленных, быстро найти подходящих лошадей было невозможно. Кроме того, даже найдя, отправившись из Вашаны, объехать Тулу было мудрено. Ещё возможное возражение: а мог ли царь в феврале ехать в коляске? Во-первых, вовсе не обязательно, что он в ней ехал. Отправляясь в Воронеж, Пётр собирался туда надолго, в связи с чем мог захватить коляску, чтобы ез- дить там весной и летом. А сам в феврале ехал в возке на полозьях, колёсный экипаж везли отдельно. Во-вторых, причём тут вообще коляска? Главные для нас слова в документах не о коляске, а о том, что «шествие великого государя чрез Тулу на Воронеж было». Они двойной интерпретации не допускают. Таким образом, посещение Тулы Петром I 19 февраля 1700 г. можно считать установленным. Мало того, обратим внимание на то, что в двух из четырёх упоминаний об этом шествии его годом назван не только 1700-й, но и 1701 г. Для этого года сделать выбор труднее. Тогда царь мог проезжать Тулу дважды: на пути из Москвы в Воронеж 19–23 марта и возвращаясь в Москву 8–17 июня. Вторая поездка – та, в ходе которой Пётр, вероятно, посетил Иван-озеро, – вдвое длиннее первой и этим для «встраивания» в неё посещения Тулы удоб- нее. Но не забудем, что документы говорят о «шествии» государя в Воронеж, а не о возвращении в Москву. Вопрос требует дополнительного исследования. Тем не менее уже сейчас в список памятных событий Тульского края можно вписать ещё один визит Петра I в Тулу – в 1701 г. Правда, пока без точной даты. Не позднее 1702 г. было завершено благоустройство дороги от Москвы до Воронежа через Коломну – более удобной, хотя и более длинной. Направ- ляясь в Воронеж, Пётр пользовался теперь, вероятно, преимущественно ею. В Тулу она не заворачивала – проходила от неё в стороне. Примечания 1 Статья написана по материалам доклада для выездного заседания Петровского конгресса (Воронеж, 16–17 сентября 2022 г.). 2 Петров В.А. Географические справочники XVII в. «Поверстная книга» и «Описание расстоянию столиц, нарочитых градов славных государств и земель… от града Москвы» // Исторический архив. М.; Л., 1950. Т. 5. С. 74–165. 3 Стан – место, где меняли лошадей. 4 Документ опубликован см.: Юркин И. Н. Пётр Железный: Пётр Великий и туль- ский край: факты, гипотезы, документы. СПб., 2012. С. 272. Выделения наши. Формы топонимов здесь и дальше – по источнику. 5 Богословский М. М. Пётр I. Материалы. Т. 4. М., 2007. C. 391. 6 Отождествить в общих чертах. Если сложить указанные в росписи расстояния меж- ду станами, общая длина окажется меньше – всего 402 версты. Возможно, на отдельных участках линия росписи выбирала путь более короткий, чем почтовая 1700 г. 7 Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1863. Т. 4. Ч. 1. С. 99; Ч. 2. С. 562. 8 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 99. 9 Крюйс К. Розыскания о Доне, Азовском море, Воронеже и Азове // Отечественные записки. 1824. Ч. 19. № 53. Сент. С. 311. È. Í. Þðêèí. ϸòð Àëåêñååâè÷ ìåæäó Ìîñêâîé è Âîðîíåæåì: íåñêîëüêî äîðîæíûõ ñþæåòîâ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=