Тульский краеведческий альманах №19 2022 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 19 • 2022 12 И таких (со словами «было шест- вие великого государя через Тулу на Воронеж») текстов – четыре 34 . Сказки противоречат друг дру- гу в отношении содержания со- бытия (была или не была остав- лена коляска), но не расходятся в том, на каком фоне событие про- исходило. Фоном было «шествие» Петра Алексеевича через Тулу на Воронеж. О нём говорится во всех четырёх цитатах. Независимые источники сооб- щают нам о двух подходящих по- ездках царя в 1700 г.: из Москвы в Воронеж 18–21 февраля и из Воронежа в Москву 11–14 мая. Уверенно выбираем первую, по- скольку в документах, связанных с поисками коляски, сказано, что царь проезжал Тулу, направляясь в Воронеж. Правильность выбора подтверж- дает переписка Петра. В письме воз- главлявшего на рубеже столетий Ямской приказ Ф. А. Головина, отправленном в марте (до 11-го) того года царю в Воронеж, нахо- дим извинения автора за неподго- товленную на станах Молоди и Вашана смену лошадей для царского проез- да. Деревня Вашана находилась от Тулы в 30 вёрстах и была ближайшим к ней остановочным пунктом со стороны Москвы. Дороги от неё на Воронеж в обход Тулы не существовало, в чём можно убедиться, например, из Поверст- ной книги 35 . Иначе как в Тулу, Петру отсюда ехать было некуда – тем бо- лее, на утомлённых дорогой лошадях. А вот на ближайшей станции, в Туле, свежие лошади его ждали – в противном случае, и она была бы упомянута в извинениях Головина. Что неизбежно предполагает, как минимум, «техни- ческую» остановку в ней, которая, учтя положение Тулы на маршруте и быст- рое продвижение по нему, могла произойти только 19 февраля. Вывод очень важный. Раньше более или менее убедительно удавалось обосновать факт появления Петра в Туле, но отнюдь не остановок в ней. Если лошадей меняли не на каждой станции (о чем свидетельствует переписка), то нельзя исключить, что царский поезд пролетал некоторые станы без останов- ки. Письмо Головина 1700 г. свидетельствует, что иной раз возникали ситу- ации, когда избежать смены лошадей в Туле было просто невозможно. А это автоматически подразумевает в ней остановку. Этот вывод не поколебать, предположив, что при необходимости ло- шадей для царя на предшествовавшей Туле станции могли «добыть» путём реквизиции их у местного населения. Легко ли было найти крестьянскую Костюм знатного московского дворянина. Гравюра Ж. Оттенса. XVIII в. Высказано мнение, что на листе в дорожном платье изображён молодой Пётр I

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=