Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 18 • 2021 94 исследователи истории отечественного рельсопроката, «российская внешне- торговая политика, направленная на поддержку иностранного промышлен- ного рынка, привела к тому, что государственные заказы на поставку оте- чественных рельсов ограничивались, а в концессионный период они почти прекратились, и рельсопрокатное производство было поставлено под угрозу полной ликвидации» 8 . Однако уже в 60–70-е гг. XIX в. происходит постепенное сокращение доли рельсов, ввезённых без пошлины 9 . В России выпуск отечественных стальных рельсов впервые был налажен на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. Но остальные заводы ещё долгое время производили железные, изготовление которых было полностью прекращено лишь в 1883 г. 10 . Эта ситуация докумен- тирована и клеймами из «кремлёвской коллекции рельсов». В данной выборке все рельсы, начиная с 80-х годов XIX в., представляют собой продукцию ис- ключительно российских производителей, что обусловлено изменением госу- дарственной политики в этом секторе экономики: 3 июня 1880 г. был отменён беспошлинный ввоз чугуна и стали в Российскую империю благодаря широко- му освоению рельсопрокатного производства отечественными заводами 11 . Отсутствие в нашей коллекции образцов рельсов раннесоветского времени связано с почти полным прекращением их производства в период с 1917 до се- редины 1920-х гг. 12 . В этой ситуации действительно историческими являются образцы узкоколейных рельсов, выпущенных Александровским Южно-Рос- сийским заводом Брянского акционерного общества в мае и сентябре 1917 г. (рис. 2, 16, 17 ), т. е. в период между Февральской и Октябрьской революциями (согласно архаичной терминологии). В свою очередь рельс Надеждинского за- вода, прокатанный в 1926 г., вполне можно считать ранним образчиком рель- сопроката молодого советского государства. Отобранные образцы отечественного и европейского рельсопроката позво- ляют уточнить и проиллюстрировать артефактами некоторые страницы ис- тории электростанции и городских электрических сетей в Тульском кремле. В этой связи наиболее ценными свидетельствами индустриального прошлого этой части территории крепости являются вышеупомянутые рельсы 1917 г. Как было отмечено выше, они являлись частью верхнего строения пути вет- ки узкоколейной железной дороги, сохранившейся частично у здания элект- ростанции под позднейшими культурными наслоениями. Железнодорожная ветка заходила во двор электростанции через пролом в прясле кремлёвской стены между башнями Наугольной и Водяных ворот, вблизи Наугольной башни (при организации проезда была также демонтирована и юго-западная стена одной из лавок бывших Торговых рядов). Появление этого въезда от- носится к началу XX в., на что указал А. П. Рудаков в своей книге, изданной в 1916 г.: «Лет пятнадцать тому назад была пробита стена между Наугольной башней и Водяными воротами для устройства проезда с берега во двор элект- рической станции» 13 . Однако узкоколейная ветка была подведена к элект- ростанции значительно позднее, так как её прокладка по Казанской набе- режной относится к 1924 г. 14 . Следовательно, рельсы выпуска 1917 г. стали использоваться по прямому назначению лишь спустя 7 лет после проката (если, конечно, полностью исключить вероятность их непродолжительного использования где-нибудь ещё). Все остальные рельсы являются, главным образом, конструктивными элементами здания электроподстанции 1935 г. и, в нескольких случаях, перестроенного здания электростанции: ширококолей-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=