Тульский краеведческий альманах №18 2021 г
93 Ñ. Â. Çàöàðèííûé. Îòå÷åñòâåííûé è åâðîïåéñêèé ìåòàëëîïðîêàò... г. Тулы, но и для оценки некоторых особенностей экономического развития нашего государства в последней трети XIX – 1-й трети XX в. Несмотря на малую выборку, всё же представляется очевидным явное до- минирование образцов европейского рельсопроката над отечественным при- менительно к 60–70-м годам XIX в., что полностью подтверждает ситуацию, сложившуюся в этот, да и в предшествующий период как в металлургической отрасли, так и в железнодорожном строительстве в целом. В нашей коллек- ции это соотношение выглядит как 9 : 1. Причём, как видно и по «кремлёвской серии», основным производителем и экспортёром железнодорожных рельсов в Российскую империю являлась Великобритания. Известно, что уже в пе- риод строительства первой в стране Царскосельской железной дороги власти выдали разрешение на беспошлинный ввоз металла из-за границы, что каса- лось прежде всего рельсопроката, фактически не развитого тогда в России 7 . До 1865 г. отечественные заводы поставили только чуть более 12% от обще- го количества уложенных рельсов. Как справедливо отмечают современные Рис. 3. Фабричные клейма на рельсах европейского производства 60–70-х гг. XIX в. (фото)
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=