Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 18 • 2021 92 высота знаков – 1,6 см. Название предприятия связано с именем его создателя Карла Вильгельма (Уильяма) Сименса, который в 1860-х гг. усовершенст- вовал мартеновскую печь. Уильям являлся младшим братом инженера и промышленника Вернера фон Сименса, основателя немецкой компании «Siemens». Как известно, первые стальные рельсы европейского производства стали ввозиться в Российскую империю с 1873 г. 6 . В этой связи представля- ется очевидным, что рассматриваемый рельс является образцом «первой пар- тии» этого высококачественного металлопроката. Таблица 2 Параметрические данные образцов рельсов европейского металлопроката из «кремлёвской коллекции» Единственным экземпляром представлен рельс французского произ- водства (длина клейма – 24,5 см, высота знаков – 3,1 см). Его маркировка «Р . В . СREUSOT. 73. 6» (рис. 3, 8 ) указывает на то, что он был выпущен металлургическим заводом в городке Ле-Крёзо (Бургундия) в июне 1873 г. Это акционерное предприятие было основано в 1836 г. братьями Адольфом и Эженом Шнайдерами и называлось «Societe Schneider Freres & Cie» («Обще- ство братьев Шнайдер»). Кириллические литеры «Р» и «В» в начале клейма обозначают название российской железной дороги, для которой эти рельсы предназначались – «Ряжско-Вяземская». Эта частная дорога была открыта в 1874 г. В 1889 г. она стала казённой, а годом позже вместе с двумя другими дорогами (Моршанско-Сызранской и Ряжско-Моршанской) она вошла в сос- тав Сызрано-Вяземской железной дороги. Следовательно, этот французский рельс имеет самое прямое отношение к истории железнодорожного строи- тельства в нашем регионе. Самым поздним образцом в серии европейских рельсов является изделие английской компании «Barrow Hematite Steel Company». Как явствует из мар- кировки «BARROW STEEL. I Mº 1878. К. Х. А. 46.» (рис. 3, 9 ) рельс был прокатан в 1878 г. и, согласно кириллической аббревиатуре «К.Х.А.», пред- назначался для Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Длина клей- ма – 83,5 см, высота знаков – 2,1 см. Вышеупомянутая компания функциони- ровала под таким названием с 1865 г. Сталелитейный завод располагался в г. Барроу-ин-Фернесс (историческая часть Ланкашира) в графстве Камбрия в Северо-Западной Англии. Таким образом, как явствует из приведённой выше общей характеристики фабричных клейм на рельсах из рассматриваемой сравнительно небольшой серии, они являются весьма информативным историческим источником, зна- чимым не только для изучения конкретных исторических зданий в кремле

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=