Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

91 Ñ. Â. Çàöàðèííûé. Îòå÷åñòâåííûé è åâðîïåéñêèé ìåòàëëîïðîêàò... Ещё два образца относятся к раннему металлопрокату советской эпохи. Один экземпляр является продукцией Надеждинского завода. Маркиров- ка «1926. XII. НАДЕЖД. ЗАВ.Н.К.» (рис. 2, 18 ) указывает на изготовление рельса в декабре 1926 г. Литеры «Н.К.» в аббревиатуре пока однозначному прочтению не поддаются. Размеры клейма: длина – 57,8 см, высота знаков – 1,9 см. Надеждинский завод, запущенный в 1896 г. как рельсопрокатный, находится в Верхотурском уезде Пермской губернии. Второй экземпляр при- надлежит к металлопрокату Керченского государственного металлургическо- го завода имени П. Л. Войкова. Клеймо «КЕРЧЬ. Г.М.З. 1931. VII. T.IIIА.Т.» (рис. 2, 19 ) имеет размер: 44,1×2,3 см. Рельс выпущен в июле 1931 г. Он отно- сится к «типу IIIа», т. е. вес его погонного метра составляет 33,4 кг. Последняя литера «Т» в аббревиатуре возможно указывает на то, что он является «термо- упрочнённым». Серия рельсов европейского производства Выборка образцов европейского металлопроката включает в себя экспорт- ную продукцию английской (8 ед.) и французской (1 ед.) промышленности. Изделия этой серии были произведены в сравнительно узком временном диа- пазоне: с 1869 по 1878 г. К сожалению, далеко не все эти артефакты мы можем пока надёжно атрибутировать по сохранившимся маркировкам. К прокату 1869 г. относятся два рельса. На одном из них оттиснуто дву- строчное клеймо «WHITHAM / WAKEFIELD VIII 6 9» (рис. 3, 1 ). Его дли- на – 34,5 см, высота знаков – 1,8 см. В клейме фигурируют названия двух английских городов: Уитхем – город в графстве Эссекс в Восточной Англии и Уэйкфилд – город в Западном Йоркшире. Цифра VIII указывает на прокат рельса в августе. Клеймо на втором образце имеет ещё более лаконичное со- держание «SMY.69 . 7» (рис. 3, 2 ), из которого нам пока понятна только дата его выпуска – июль 1869 г. Длина клейма – 11,6 см, высота знаков – 2,2 см. Следующие два образца, в отличие от двух предыдущих, являются более информативными. Судя по маркировке «+ DARLINGTON IRON. Cº 1872. IIIIIIII» (рис. 3, 3, 4 ) они были выпущены одновременно, в августе 1872 г., фирмой «Darlington Iron Company», образованной в 1864 г. Город Дарлингтон расположен в Северо-Восточной Англии в графстве Дарем и известен, в част- ности, первой английской железной дорогой. Размеры клейм: длина – 50,7 и 48,6 см соответственно, высота знаков – 2,6 см. Ещё один экземпляр английского рельса датируется сентябрём 1872 г., судя по клейму «A.I.Cº. 9.72» (рис. 3, 5 ). Однако лаконичная аббревиату- ра названия компании пока не позволяет нам указать его полную форму и точно локализовать место производства. Длина клейма – 23,7 см, высота знаков – 2,8 см. Другой образец рельса был произведён в английском городе Западный Хартлпул в апреле 1873 г. – клеймо «WEST HARTLEPOOL IV. 73.» (рис. 3, 6 ). Длина клейма – 53,2 см, высота знаков – 2,0 см. Портовый город Западный Хартл- пул находится в Северо-Восточной Англии в графстве Дарем. В XIX–XX вв. од- ним из крупнейших предприятий в этом городе был металлургический завод. Следующий английский рельс является продукцией крупнейшего англий- ского сталелитейного завода в г. Ландор в Уэльсе. Маркировка «LANDORE SIEMENS STEEL 8 73» (рис. 3, 7 ) указывает на то, что изделие было выпуще- но компанией «Landore Siemens steel» в августе 1873 г. Длина клейма – 40,3 см,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=