Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 18 • 2021 90 «К.Х.А. Ж.Д. ~ СТАЛЬ . А . О . Б . Р . З . IX / 80 г.» (рис. 2, 11 ). Его дли- на – 115,0 см, высота знаков – 2,0 см. Судя по маркировке, стальной рельс был выпущен на Брянском рельсопрокатном заводе в сентябре 1880 г. и предна- значался для строительства пути Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Клеймо на втором образце сохранилось частично «СТАЛЬ А.О.Б.Р.З. I / 82 г.» (рис. 2, 12 ). Его длина – 38,7 см, высота знаков – 2,8 см. Рельс прокатан в январе 1882 г. Утрачена часть маркировки с аббревиатурой названия железной дороги. Клеймо на третьем экземпляре также урезанное «СТАЛЬ А.О.Б.Р.З. V / 91 г.» (рис. 2, 13 ). Его длина – 31,0 см, высота знаков – 2,3 см. Рельс прокатан в мае 1891 г. Утрачена часть маркировки с аббревиатурой названия железной дороги. Таблица 1 Параметрические данные образцов рельсов отечественного металлопроката из «кремлёвской коллекции» Четыре образца рельсов являются продукцией Александровского Южно- Российского завода Брянского акционерного общества, основанного в 1887 г. Два экземпляра маркированы клеймом «А.Ю.Р.З.Б.О. 93г. VI» (рис. 2, 14, 15 ), т. е. оба они были прокатаны в июне 1893 г. Размеры клейма: длина – 26,5 см, вы- сота знаков – 2,6 см. Отметим, что производство рельсов на Александровском заводе было запущено только в 1891 г. после создания второй группы домен- ных печей, оборудования железопрокатной, рельсопрокатной и пудлинговой мастерских 5 . Следовательно, наши образцы могут быть отнесены к ранней продукции завода. Два других экземпляра являются изделиями этого пред- приятия 1917 г. Один рельс с клеймом «А.Ю.Р.З.Б.О. 1 9 1 7 г.V» прокатан в мае 1917 г., а другой – в сентябре: клеймо «А.Ю.Р.З.Б.О. 1 9 1 7 г. IX» (рис. 2, 16, 17 ). Размеры первого клейма – 32,2×1,9 см, второго – 31,4×1,9 см. При- мечательно, что два последних артефакта были вырезаны нами из участка верхнего строения пути ветки узкоколейной железной дороги, частично со- хранившейся в северной части двора электростанции до реновации 2013 г., когда все антропогенные и техногенные наслоения XX в. в этой части терри- тории крепости были удалены механическим способом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=