Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

89 Ñ. Â. Çàöàðèííûé. Îòå÷åñòâåííûé è åâðîïåéñêèé ìåòàëëîïðîêàò... Двумя образцами представлена продукция Нижнетагильского завода Павла Павловича Демидова. На одном фрагменте клеймо сохранилось пол- ностью «ДЕМИДОВА Н.Т.З. IX МЦА 1898 ГОДА. СТАЛ: К. Ж. Д.» (рис. 2, 3 ); его длина – 110,2 см, высота знаков – 2,2 см. На другом – «ДЕМИДОВА Н.Т.З. VII МЦА 1900 ГОДА. СТАЛ:» (рис. 2, 4 ) – часть клейма обрезана, утрачена аббревиатура «К.Ж.Д.» (казённая железная дорога). Его длина – 75,3 см. Таким образом, оба рельса были выпущены в самом конце XIX в. на Нижнетагильском заводе П. П. Демидова, который и организовал их массовое производство. Демидовские рельсы с аналогичными клеймами периодически встречаются во вторичном использовании как в Туле, так и в Тульской об- ласти. Примечательно, что рельс с аналогичным клеймом был зафиксирован в 1991 г. тульским археологом А. Н. Наумовым вблизи д. Муравлянки Богоро- дицкого района в конструкции противотанкового ежа 1941 г. 4 . Тремя образцами представлена продукция «Новороссийского общества ка- менноугольного, железоделательного и рельсового производств». Более ран- нее клеймо является достаточно лаконичным «H.P.O.V 81. СТАЛЬ.» (рис. 2, 5 ). Его длина – 30,2 см, высота знаков – 2,5 см. Название общества передает аб- бревиатура «Н.Р.О.», далее указаны дата проката (май 1881 г.) и материал – сталь. Напомним, что производство стальных рельсов в последней четверти XIX в. являлось технологическим прорывом, и их качество, а, следовательно, и цена существенно отличались от железных аналогов. Эти обстоятельства вы- нуждали фабрикантов указывать материал при маркировке товара. Клеймо на втором образце более пространное «НОВ . РОС . ОБЩ . VI . 94 . СТАЛЬ. К . Ж . Д .» (рис. 2, 6 ). Его длина – 82,0 см, высота знаков – 2,6 см. Помимо производителя и даты проката (июнь 1894 г.) на клейме указано и назначе- ние продукции – для казённой железной дороги. Клеймо на третьем образце «НОВ . РОС . ОБЩ . IV . 95 . СТАЛЬ .» (рис. 2, 7 ) сохранилось не полностью: отсутствует аббревиатура «К.Ж.Д». Его длина – 62,6 см. «Новороссийское обще- ство каменноугольного, железоделательного и рельсового производств» было основано в Лондоне в 1869 г. В 1870 г. в Екатеринославской губернии (совр. г. Донецк) был заложен металлургический завод, на котором после строительст- ва в 1879 г. мартеновских печей был налажен прокат стальных рельсов. Единственным является образец рельса с клеймом Общества путиловских заводов «О.П.З. 93. Х. К.Ж.Д.» (рис. 2, 8 ). Длина клейма – 38,0 см, высота зна- ков – 3,6 см. Согласно клейму рельс был прокатан в октябре 1893 г. и предна- значался для казённой железной дороги. Акционерное «Общество Путилов- ских Заводов» было основано в 1873 г. и объединяло шесть металлургических предприятий Российской империи. Двумя экземплярами представлены стальные рельсы с клеймами Рус- ско-бельгийского металлургического общества: «Р.Б.М.О. II. 1900. СТАЛЬ.» и «Р.Б.М.О. IX 1900 СТАЛЬ» (рис. 2, 9, 10 ). Длина их клейм – 44,1 см и 53,7 см, высота знаков – 2,8 и 3,1 см соответственно. Производитель обозначен аббре- виатурой «Р.Б.М.О.». Рельсы прокатаны в феврале и сентябре 1900 г. на зна- менитых Петровских заводах. Русско-бельгийское металлургическое обще- ство основано в 1895 г., его юридический адрес: Екатеринославская губерния, Таганрогский округ, г. Енакиево. Три образца относятся к продукции Акционерного общества «Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод», основанно- го в 1873 г. Клеймо на более раннем экземпляре сохранилось полностью

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=