Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

87 Ñ. Â. Çàöàðèííûé. Îòå÷åñòâåííûé è åâðîïåéñêèé ìåòàëëîïðîêàò... и использовавшихся вторично (за исключением двух вышеупомянутых образ- цов от узкоколейной дороги) в качестве конструктивных элементов промыш- ленных объектов: в основном в перекрытиях различных проёмов (дверных, оконных, межэтажных, чердачных и т. п.). Основная часть рельсов вторично использовалась в качестве балок (вместо двутавров) в здании тяговой транс- форматорной подстанции 1935 г. Все рельсы, морфологически состоящие из головки, шейки и подошвы, яв- ляются широкоподошвенными. На нескольких образцах имеются крепёжные отверстия для болтовых соединений (рис. 2, 11, 19 ; 3, 3 ). Параметрические данные изделий приведены в таблицах (табл. 1, 2). Они позволяют надёж- но определить типы рельсов и, следовательно, их технико-эксплуатационные характеристики (в соответствии с прямым первоначальным назначением), которые в настоящей работе мы затрагивать не будем. Важно то, что в рассма- триваемой серии представлены типы рельсов как для ширококолейных, так и для узкоколейных железных дорог. За исключением одного экземпляра, все включённые в коллекцию образ- чики имеют фабричную маркировку (клеймо), нанесённую машинным спосо- бом на шейку рельса с одной стороны при его прокате. Рельефное (выпуклое) буквенно-цифровое клеймо нанесено на рельс в одну строку (исключением яв- ляется образец английского рельса с двустрочным клеймом). Размеры клейм в длину варьируются в пределах от 11,6 до 115,0 см, а высота символов в стро- ке составляет 1,6–3,6 см (см. табл. 1, 2). Представленные в коллекции образцы являются металлопрокатом отечественного (19 ед.) и европейского (9 ед.) производства. В хроноло- гическом отношении наиболее ранние артефакты датируются 1869 г., а наиболее поздний – 1931 г. Конкретную техническую и историческую информацию о каждом предмете даёт изучение содержания его фабрич- ной маркировки. Серия рельсов отечественного производства Самым старым образцом в этой выборке является рельс с клеймом «С.П.Б. П. 69-VI.» (рис. 2, 1 ). Длина клейма – 17,6 см, высота знаков – 2,0 см. Как явствует из лаконичной надписи, он был произведён в июне 1869 г. в г. Санкт-Петербурге на знаменитом Путиловском заводе. Напомним, что завод был приобретён Николаем Ивановичем Путиловым только в 1868 г. (до этого он арендовался купцом 1-й гильдии Василием Хенлеем и назывался «Рихтер Дей и Кº»), и, следовательно, настоящий предмет фактически явля- ется образцом наиболее ранней продукции этого предприятия. Параметри- ческие данные нашего изделия указывают на то, что он был изготовлен и, очевидно, первоначально использовался на Грязе-Царицынской железной дороге 3 . Отметим, что концессия на Грязе-Царицынскую железную дорогу была утверждена в 1869 г., и тогда же было завершено строительство её пер- вого участка (Грязе-Борисоглебская железная дорога). Второй образец имеет на шейке клеймо «К.З.КН.Б Ѣ ЛОСЕЛЬСКАГО. XII МЦА. 1881 года.» (рис. 2, 2 ). Длина клейма – 61 см, высота знаков – 2,5 см. Рельс был изготовлен на казённом заводе князя Константина Эсперо- вича Белосельского-Белозёрского в декабре 1881 г. Катав-Ивановский чугу- ноплавильный и железоделательный завод К. Э. Белосельского располагался в Уфимском уезде Уфимской губернии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=