Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

85 Ñ. Â. Çàöàðèííûé. Îòå÷åñòâåííûé è åâðîïåéñêèé ìåòàëëîïðîêàò... С. В. Зацаринный Отечественный и европейский металлопрокат последней трети XIX – первой трети XX в. в зданиях городских электросетей в Тульском кремле (к вопросу о практике вторичного использования рельсов) В первой трети XX в. на территории Тульского кремля появляются новые объекты городской инфраструктуры. В самом начале этого столетия в север- ной его части возводится одноэтажное кирпичное здание первой городской электростанции (под её нужды приспосабливаются и частично сохранившиеся здесь кирпично-каменные Торговые ряды). В 1908 г. здание электростанции существенно реконструируется, расширяется и становится двухэтажным. Тер- ритория вблизи него хаотично застраивается постройками производственного и административно-хозяйственного назначения. Сама электростанция функ- ционирует в течение трёх десятилетий до официального закрытия в 1933 г. С 1927 г. именно она начинает снабжать электроэнергией «главный транспорт Тулы» – трамвай. В 1935 г. у пересечения двух центральных улиц крепости возводится двухэтажное г-образное производственное кирпичное здание тя- говой трансформаторной подстанции «Кремль», которое оконтуривает с юга и окончательно закрепляет за городскими электросетями почти гектар крем- лёвской территории. Таким образом, сформировавшийся в 1-й трети прошлого столетия комплекс зданий промышленной архитектуры на долгие десятилетия самым существенным образом изменил внутренний и отчасти внешний архи- тектурный облик средневековой цитадели – Тульского кремля. В 2013–2014 гг. в рамках создания многофункционального музейно-вы- ставочного центра в Тульском кремле реализовывался первый этап перепро- филирования в стиле лофт исторических промышленных зданий городских электросетей, пришедших в запустение после окончательного вывода ТГЭС с территории крепости (рис. 1). Реализация этого проекта предусматривала создание так называемого крытого двора между корпусами электростанции и тяговой трансформаторной подстанции. В целях оптимизации внутренне- го пространства в обоих зданиях были полностью демонтированы кровли, чердачные и межэтажные перекрытия, лестничные конструкции, оконные и дверные перекрытия (частично), а также внутренние перегородки со все- ми элементами интерьера 1 . В числе демонтированных металлоконструк- ций (балки, фермы, лестницы, лифт и т.п.) оказались рельсы последней трети XIX – 1-й трети XX в. Кроме того, два образчика рельсов были вырезаны нами с участка узкоколейной железнодорожной ветки, заходившей во двор элект- ростанции со стороны набережной (см. ниже). Все эти предметы образовали достаточно информативную коллекцию, итогом предварительного изучения которой и является настоящая публикация 2 . Рассматриваемая коллекция (29 единиц) включает в себя вырезки клей- мёных участков рельсов, имевших изначально значительно большую длину

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=