Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

79 ной рукояти в слоях второй половины XVI–XVII в. встречаются уже доста- точно редко. В это время превалируют пластинчатые ножи с двухчастной накладной рукоятью. Исключение составляют лишь специализированные кожевенные («усморезные») ножи. Можно предположить, что изделие проис- ходит из какого-то достаточно раннего строительного сооружения первого или второго хроностратиграфического горизонта 5 , располагавшегося в этом месте и нарушенного при рытье траншеи под фундамент колокольни Успенского собора. Хронологические рамки формирования этих горизонтов укладыва- ются в пределы от 1508–1520 гг. (период строительство кремля) до нача- ла XVII в. Такому выводу не противоречат и западноевропейские аналогии клейму на ноже № 1 (рис. 2). Второй нож (рис. 1, 2 ) обнаружен в центральной части раскопа в основа- нии позднесредневекового культурного слоя, на 2,0–3,0 см выше уровня по- гребённой почвы и практически на одном уровне с основанием расположен- ной рядом и разобранной после пожара постройки № 9. Нож относится к типу однолезвийных изделий с пластинчатым хвостови- ком, предназначенным для крепления составной рукояти. Нож сохранился на длину 174,0 мм (окончание хвостовика утрачено). Длина клинка – 130,0 мм, ширина – 16,0–10,0 мм. Спинка и лезвие клинка прямые, почти параллель- ные; остриё оформлено плавным изгибом спинки и лезвия. Переход клинка в хвостовик оформлен уступом со стороны лезвия. На пятке клинка сохра- нился след от наварного упора, а на пластинчатом хвостовике – два сквозных отверстия диаметром около 2,0 мм для штифтов-заклёпок, фиксировавших двусоставную накладную рукоять. На левой стороне задней части клинка, на расстоянии 22,0 мм от его пере- хода в хвостовик, фиксируется низкорельефное клеймо размером 13,0×7,0 мм. Оно представляет собой два ряда из соединённых в цепочку трёх ромбов с узкими изогнутыми выступами с левой стороны. Определённое сходство с ним имеет клеймо в виде трёх соединённых в цепочку небольших ромбов с внутренней штриховкой, описанное в работе В. Бехайма 6 . Оно принадлежит неизвестному, предположительно испанско- му мастеру, работавшему на Карла V в первой четверти XVI в. (рис. 2; нож № 2 ). Возможно, близкую этимологию нашему клейму имеет и находка с террито- рии Зарядья в Москве, обнаруженная в слое XVI в. 7 . Авторы публикации ин- терпретируют его как «инструмент ювелира». Стратиграфия и археологический контекст находки, судя по материалам упомянутой выше постройки № 9, позволяет достаточно уверенно относить нож № 2 (рис. 2) к начальному этапу формирования культурного слоя. На- личие на полу данного сооружения ранних типов сосудов, орнаментация ке- рамики разреженными горизонтальными линиями по шейке и волной по плечу, несомненная связь с этой постройкой двух серебряных монет («денег») Ивана IV Грозного позволяет соотнести её с первым хроностратиграфическим горизонтом, датируемым в интервале от строительства кремля до середины XVI в. 8 . По всей видимости, нож № 2 отложился в культурном слое кремля в тех же временных пределах. Третий нож (рис. 1, 3 ) найден у восточного края раскопа непосредст- венно под древесной прослойкой пола сооружения «Б» и на 20,0–25,0 см вы- ше уровня погребённой почвы. Как и нож № 2 (рис. 2), он относится к типу од- нолезвийных изделий с пластинчатым хвостовиком для крепления составной Þ. Ã. Åêèìîâ. Ïðåäìåòû çàïàäíîåâðîïåéñêîãî èìïîðòà èç êóëüòóðíîãî ñëîÿ Òóëüñêîãî êðåìëÿ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=