Тульский краеведческий альманах №18 2021 г
75 Å. Ã. Çûêîâà. Êíÿæåñêèå ïîðòðåòû â ìîíóìåíòàëüíîé ðîñïèñè Óñïåíñêîãî ñîáîðà Òóëüñêîãî êðåìëÿ на столпах и стенах собора, выступают как небесное воинство, охраняющее Бога и веру и готовое прийти на помощь православным правителям 23 . Таким образом, образы святых русских князей и святых воинов, располо- женные на столпах и стенах Успенского собора, окружают образ Бога в цен- тральном куполе «Отечество» как верные предстатели и стражи, согласно сло- вам псалмопевца: «Страшен Бог в великом сонме святых» (Пс. 88,8). Своеобразно решена система росписей западного свода собора. Большую его часть занимает огромная композиция, посвящённая одному из двунаде- сятых праздников – Успению Пресвятой Богородицы. Праздник, во имя кото- рого освящён собор, отмечается 15 (28) августа и установлен в воспоминание о кончине Богоматери. Окончательно узаконен в 431 г. на III Вселенском Эфесском соборе, утвердившим почитание Девы как Богородицы. Учение о воплощении – центральная догма всего восточного христианст- ва. На нём базировалась частичная реабилитация материального мира, через него человек становился самым близким к Богу созданием. В этой связи образ Богоматери занимал в христианском вероучении исключительное положение. «В православной традиции смерть Богородицы понималась как полное и не- преложное доказательство возможности для человека обрести вечную жизнь за гробом, поскольку смерть Богородицы, ставшая началом её последующей жизни на небесах, открыла всем христианам врата в Царствие Божие» 24 . Образ «Успение» как главный храмовый образ в связи с портретами госу- дарей – это напоминание о богоизбранности России и её правителей и особом покровительстве им Богоматери 25 . Итак, княжеские образы Успенского собора формируют представления об идеальном правителе из сонма праведных, которые и после смерти оста- ются помощниками и молитвенными предстоятелями перед Богом за души потомков. Примечания 1 Федорычева Е. А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. М., 2003. С. 38. 2 Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М., 2004. С. 218. 3 Там же. С. 48. 4 Цит. по: Метьюз Т. Пространственный символизм византийской архитектуры // Вос- точнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 10. 5 Самойлова Т. Е. Указ. соч. С. 64. 6 Самойлова Т. Е. Указ. соч. С. 125. 7 Орлов А. С. Древняя русская литература XI–XVII веков / А. С. Орлов. М.; Л., 1945. 345 с. 8 Сизов Е. С. Русские исторические деятели в росписях Архангельского собора Мос- ковского Кремля и памятниках письменности XVI века // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы Российской академии наук. М.; Л., 1966. С. 272. 9 Самойлова Т. Е. Указ. соч. С. 159. 10 Сизов Е. С. Воображены подобия князей. Стенопись Архангельского собора Мос- ковского Кремля. М., 1969. С. 5. 11 Самойлова Т. Е. Указ. соч. С. 179. 12 Иларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати // Златоструй. Древ- няя Русь X–XIII вв. М., 1990. С. 120. 13 Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 96. 14 Федорычева Е. А. Указ. соч. С. 44.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=