Тульский краеведческий альманах №18 2021 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 18 • 2021 74 В Орде, в оковах и с тяжёлой колодкой на шее, он утешается неустанным чтением псалмов. Днём находит в себе силы «весёлым и светлым взором» уте- шать своих друзей. Он тяжело переживает публичное унижение: «И оттоле очи его были полны слёз». Уже готовясь к смерти, причастившись, он отказы- вает от бегства, которое предлагают ему верные бояре: «Аще бо аз един укло- нюся, и люди своя отставиви в такой беде, то какую похвалу приобрящу?». Жестокое убийство тверского князя тяжким проклятием ляжет на москов- скую правящую династию. Над телом убитого мученика совершаются знаме- ния. Покойного князя перевозят в родную Тверь и там находят нетленным. Так Русь обретает ещё одного святого покровителя, канонизированного в лике благоверных. Основной мотив подвига – самоотверженная любовь к народу, готовность отдать свою душу «за други своя». Четвертая группа князей – воители за Русскую землю. Среди них первое место бесспорно принадлежит благоверному князю Александру Невскому. Христианская идея этой героической жизни: «Тако бо Бог прослави угодника своего, яко много тружеся за землю русскую, живот свой полагая за православное христианство» 19 . Образ великого защитника Руси обращает на себя внимание на южной грани северо-западного столпа. Итак, для православного народа суть княжеской святости – это жертвен- ное служение своему граду, своей земле. Заметим, что расположение фигур святых в оконных откосах – приём, из- вестный практически во всех регионах христианского мира, где строили ка- менные церкви с толстыми стенами, позволявшими разместить на этих по- верхностях изображения 20 . Именно на простенках окон мы можем увидеть уже упомянутых ранее святых страстотерпцев, молитвенников за Русскую землю и её правителей – свв. Бориса и Глеба (нижнее окно южной стены), благоверных князей и мучеников Михаила Всеволодовича Черниговского и Михаила Тверского (нижнее окно северной стены). Конечно, на характер стенописей оказывали влияние заказчики, прежде всего настоятели храма или ктиторы. Но преувеличивать роль вкусов и воли благотворителей не стоит 21 . В этом ключе показателен пример самостоятель- ности ярославских изографов, расписавших Успенский собор. На откосе ниж- них окон северной стены мастера разместили изображения пяти (!) святых Ярославской земли. Стоит подчеркнуть, что при рассмотрении стенописей ярославских храмов обнаруживается особое внимание ярославских изографов к теме княжеской святости. Как отмечают исследователи, «после двух кано- низаций, произошедших в городе, Ярославль получил пять святых покрови- телей: кн. Василий и Константин и основатель местной княжеской династии князь Фёдор Ростиславович Чёрный с чадами Давидом и Константином» 22 . Именно эти святые персонажи написаны в тульском храме. Не случайно, на наш взгляд, и расположение над этими портретами изоб- ражений Толгской и Ярославской икон Божией Матери, прославленных именно в Ярославской земле. При входе в храм обращают на себя внимание монументальные обра- зы святых воинов, покровителей православных правителей, защитников Отечества. Это корреспондирующие на западных гранях юго-западного и се- веро-западного столпов портреты св. великомученика Дмитрия Солунского и св. великомученика Георгия Победоносца. Святые воины, представленные
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=