Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

73 зации. Это князья равноапостольные, князья-иноки, князья-страстотерпцы и, наконец, прославленные своим общественным служением 16 . О святых равноапостольных – князе Владимире и княгине Ольге – расска- зано выше. Вторая группа – князья-иноки, например князь Никола Святоша. Он стал первым русским князем, принявшим иночество. Третья группа – князья убиенные, страстотерпцы. Святые Борис и Глеб создали на Руси особый чин – чин страстотерпцев, самый парадоксальный чин русских святых. В большинстве случаев представляется невозможным говорить о вольной смерти: можно говорить лишь о непротивлении смерти. Непротивление это сообщает характер вольного заклания насильственной кончине. Борис и Глеб не были мучениками за Христа, а пали жертвами политического преступления, в княжеской усоби- це. Но они стали первыми венчанными избран- никами Русской Церкви, первыми чудотворцами её и признанными небесными молитвенниками «за новые люди христианские». Татарское иго создало условия для настоящего мученичества за Христа. Но оно же освятило и ратный подвиг, смерть в бою как мученичество за веру. Бесспорным мучеником и самым почитаемым после святых князей Бориса и Глеба был князь Михаил Всеволодович Черниговский, казнённый с боярином Феодором в Орде 20 сентября 1246 г. 17 . Страстотерпцем кончил свою жизнь в Орде (1318) и тверской князь Михаил Ярославич. Ска- зание, одно из лучших княжеских житий, всего полнее выражает целостный идеал княжеского служения: страстотерпец Михаил Тверской отчас- ти примыкает к следующей группе – воителей и защитников русской земли. Тверской князь погиб жертвой политиче- ской интриги своего соперника в борьбе за ве- ликое княжение Юрия Московского. Сказание подчёркивает смирение и бескорыстие Михаи- ла в этой борьбе. Он руководствуется в своих поступках, в войне и мире благом своего наро- да. Князь Михаил идёт на брань, ссылаясь на евангельский завет: «Иже аще кто положит душу свою за други своя, то велик наречется в царст- вии небесном: …и ныне за толико народа поло- жим души своя, да вменится нам слово Господнее во спасение» 18 . Михаил побеждает московско-татарскую рать, но, ожидая ханского гнева, решает идти в Орду судиться с Юрием. Он предчувствует свою гибель, но хочет отвратить ею татарский погром от своей земли. Å. Ã. Çûêîâà. Êíÿæåñêèå ïîðòðåòû â ìîíóìåíòàëüíîé ðîñïèñè Óñïåíñêîãî ñîáîðà Òóëüñêîãî êðåìëÿ Святой мученик-страстотерпец благоверный князь Глеб. Копия из издания «Памятники искусства Тульской губернии: Материалы. Вып. 3. 1914 г.»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=