Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 18 • 2021 72 Константина, провозгласившего в IV в. христианство государственной рели- гией Римской империи, и святой равноапостольной императрицы Елены, ма- тери императора Константина. В системе росписи Успенского собора Тульско- го кремля портреты императоров демонстрировали верность имперской идее, служили напоминанием о праве московской державы, нового Рима, наследо- вать статус христианской традиции 9 . На восточной и северной гранях юго-западного столпа представлены портреты святых равноапостольных князей Владимира и Ольги, крестивших Киевскую Русь. Перед нами персонифицированная история православия и христианизации Руси. Святые Владимир и Ольга отнесены исследователями к так называемой киевской ветви русских правителей 10 . Уже к XVI в. вполне оформилась тради- ция прославления Ольги как «праматери всех царей русских», «первая бысть русское познание к Богу» 11 . Имена правителей Ольги и Владимира упомина- ются в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона (1037–1050), ко- торый высоко оценивал их роль в истории русской церкви и государства, при- равнивая её к деятельности императоров Константина и Елены. По словам Илариона, Константин «с матерью Еленой веру утвердил, принеся крест из Иерусалима и распространив его по всему миру своему», а Владимир с бабкою Ольгою «веру утвердил, принеся крест из нового Иерусалима, града Констан- тинова, и поставив (его) по всей земле русской» 12 . Уже в ранних похвальных словах победно звучит сравнение с Константином и Еленой: «И бых великий Констянтин в Русской земле Володимир. Се есть новый Констянтин великого Рима, иже крестився сам и люди свои крести» 13 . Здесь мы видим логическую симметрию: две пары святых – одна ви- зантийская, другая русская – создают некую параллель общехристианской и русской православной истории. Такой подбор святых должен был раскры- вать тему преемственности служения православных правителей: если Елена и Константин устанавливают главенство христианской веры, то восприем- никами в её распространении и укреплении становятся русские благовер- ные князья 14 . К чину равноапостольных князей предание причисляет и благоверно- го князя Константина Ярославича, монументальное изображение которого представлено на южной грани юго-восточного столпа. Князь Константин вместе с сыном Фёдором стали крестителями Муромской земли. Купелью для торжественного крещения муромских язычников стала река Ока 15 . Ин- тересно, что перед Казанским походом 1552 г. царь Иван Грозный посещал святыни, молился у гробов святых князей-чудотворцев и дал обет соорудить здесь монастырь. Отдельной фигурой выступает монументальный портрет святого царя и про- рока Давида, расположенный на южной грани северо-восточного столпа. В ка- честве версии можно связать выбор этого образа с неким ктитором-заказчиком. Святые благоверные князья составляют особый, весьма многочисленный чин святых в русской церкви. Хотя почитание святых князей начинается с первых лет христианства на Руси (свв. Борис и Глеб), но особенно усили- вается во времена монгольского ига, чтобы прекратиться одновременно с ним к концу XV в. Определяя феномен святости князей, Г.П.Федотов дал классификацию типов святых князей соответственно их подвигу, лёгшему в основу их канони-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=