Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

71 ной церкви митрополит Макарий, утверждавший, что в данном случае Бог изображается не по существу, а по видениям пророка Даниила. Всеобъемлющий характер образа «Троицы Новозаветной» в росписи туль- ского Успенского собора выражается в том, что её неотъемлемой частью ста- новятся образы апостолов из числа 70 (их изображения занимают верхние ярусы столпов храма). Это ученики первых апостолов Христовых, восприни- мающих и транслирующих учение о Троице. Это воплощение идеи Церкви в её историческом развитии, поскольку «апостольский дар передавался и пе- редаётся через рукоположение новым поколениям священников… святители как бы окормляют силой своего учительства» 5 верующих. От купола движение струится вниз, к изображённым на столпах и стенах храма святым, которые становятся составной частью грандиозной композиции поклонения земнородных Святой Троице. «Столпы Церкви» – образы святых подвижников, поддерживающих веру Христову. Здесь представлены все виды святости – мученики и мученицы, преподобные исповедники, пустынножите- ли, святители, святые князья и цари. В монументальной росписи тульского Успенского собора представлено бо- лее 60 портретов. Из них большинство (39) – изображения иерархов Церкви, первосвятите- лей: святые папы Римские, патриархи Константинопольские, русские еписко- пы. Именно так выражается идея полноты и могущества Церкви. В галерее портретов также 17 правителей (святых князей и царей) и 5 свя- тых воинов. Почему именно они? Очевидно, что существовал некий принцип выбора определённых персонажей. Один из смысловых аспектов изображения правителя в храме – напомина- ние о его власти над миром. Цель – не только прославление, но и утверждение легитимности власти каждого нового правителя. Известно, что в Византии на основе римской традиции получил развитие особый тип императорского портрета – tradition legis. На галереи Софии Константинопольской помеща- лись портреты некогда правивших императоров и патриархов, возглавляв- ших Константинопольскую кафедру. Эти портреты возникали по мере смены одного правителя другим. Каждое новое изображение занимало место рядом с предшественником, обретая особый смысл утверждения законной власти но- вого императора 6 . Изображение на столпах храмов Византии святых, претерпевших страда- ния за веру, имело смысл прославления христианской церкви. В контексте русской истории прославление православной церкви через образы святых русских князей было призвано укрепить авторитет и продемонстрировать величие государственной власти, освящённой святостью её представителей. Через портретную галерею Рюриковичей воплощается в росписи идея закон- ного наследования русскими князьями государственной власти, сакрализа- ции царской власти. Ещё Иван Грозный, подчёркивая тему сакрализации самодержавия, говорил, что «святость – это державы богатство». В его правле- ние произошло создание национального «олимпа» Московского государства 7 – число новых русских святых превысило всех канонизированных прежде рус- ских чудотворцев 8 . Итак, главные фигуры портретного цикла правителей размещены на столпах собора. На втором ярусе (северная и восточная грани) юго-восточ- ного столпа представлены портреты святого равноапостольного императора Å. Ã. Çûêîâà. Êíÿæåñêèå ïîðòðåòû â ìîíóìåíòàëüíîé ðîñïèñè Óñïåíñêîãî ñîáîðà Òóëüñêîãî êðåìëÿ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=