Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 18 • 2021 70 Е. Г. Зыкова Княжеские портреты в монументальной росписи Успенского собора Тульского кремля В истории русской монументальной живописи особое место занимает сте- нопись Свято-Успенского собора Тульского кремля, неповторимого памятни- ка второй половины XVIII в. Анализируя систему и символику росписей Успенского собора, следует подчеркнуть, что их цельность и своеобразие проявляются именно в особен- ностях богословской программы. Стенописный ансамбль тульского собора со- ставляют несколько больших циклов, последовательно раскрывающих три ключевые темы: мариологическую – прославление и величание Богородицы как вечного источника обновления и спасения мира, христологическую – ил- люстрирование всех событий земного пути Христа, наконец, тему сакрализа- ции власти, единения Церкви и государства. Тема прославления царской власти, монументальные портреты госуда- рей земли Русской – важнейший элемент декорации Успенского собора. Эта идея находит своё развитие в изображениях святых воинов и святых прави- телей на столпах храма, а также в портретах святых князей в откосах окон стен собора. Монументальная живопись православных храмов опирается на общие принципы, которые были сформированы в стройную систему ещё в византий- ском искусстве X–XI вв. Однако, интерпретируя заданную схему, изографы создавали всякий раз новую иконографическую и богословскую программу. Выбор сюжетов и тем зависел от множества факторов. «Существенную роль играли символическое осмысление определённых частей храма и изменение их трактовки с течением времени, исторические обстоятельства строительства храма и, наконец, роль заказчика» 1 . В широком смысле каждый храм, каждая система храмовой декорации есть архитектурный и живописный образ, восходящий к Небесному Иерусали- му 2 . Определяя особенности иконографической схемы росписей собора, следу- ет заметить, что их смысловой доминантой является композиция «Отечество» (главный купол храма), которая представляет собой образ Троичного Бога: Господь Саваоф восседает на троне, держа на коленях Сына, Иисуса, на го- лове которого покоится Дух Святой в виде голубя. Это и есть образ Небесного, Горнего Иерусалима – «храма же я не видел в нём; ибо Господь Бог Вседер- житель – храм его, и Агнец» 3 . Образ Христа Пантократора – Вседержителя – центр всего, ибо «Он держит в ладони земную сферу и измеряет рукой глу- бину моря; Он объединяет в себе всякое духовное творение, дабы все могли пребывать в бытии, управляемом его Вседержительной властью» 4 . Иконография «Отечество» (или «Троица Новозаветная») – один из самых известных образов Троицы в искусстве монументальной живописи Руси со второй половины XVI в. При этом стоит отметить, что это один из самых слож- ных богословских вопросов, который не раз становился предметом споров на церковных соборах о возможности изображать Бога Отца в образе старца Вет- хого Деньми. Интересный факт, что на соборе 1554 г. сторонником правомер- ности существования образа «Отечества» выступал глава русской православ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=