Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 18 • 2021 256 Секрет произведения В. В. Вересаева «Звезда» в том, что автор для усиле- ния метафоричности воспользовался таким литературным приёмом, как … анаграммы! Анаграмма (от греч. ανα- «пере» + γράμμα «буква») – литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосо- четания), что в результате даёт другое слово или словосочетание 8 . В.В.Вересаев, прекрасно образованный и эрудированный человек, несо- мненно, знал о таком литературном приёме и использовал его в произведении «Звезда». Это единственное произведение писателя, в котором он применил этот приём. Кроме того, анализируя русскую литературу этого периода (нача- ло XX в.), можно утверждать, что анаграммы в произведениях практически не использовались. Таким образом, произведение В.В.Вересаева «Звезда» является уникальным по специфике использования литературных приёмов и характеризует автора как писателя, достигшего большого профессиональ- ного мастерства во владении словом. Теперь, используя принцип анаграмм, расшифруем литературное посла- ние В. В. Вересаева: – Адеил – «Идеал». Героя с таким именем В. В. Вересаев наделил стремлением к высшему и новому, активностью, умением убеждать людей, непокорностью и желани- ем перемен. Адеил безрассуден, для него желание действовать значит боль- ше, чем накопленный поколениями опыт. Он – звездоносец, принёсший свет и преобразивший жизнь; – Тсур – «Трус». Такое имя носит вождь – старый учитель, наделённый осторожной хит- ростью, которую дают годы, а также опытом и мудростью предшествующих по- колений. Он категоричен в решении вопросов, с осторожностью воспринимает предложения молодого поколения. Как пишет автор, он «раздавлен дряхлой старческой мудростью» 9 ; – Сатзой – «Застой». Это имя жреца – всегда задумчивого, полного сомнений, неспособного к каким-либо активным действиям. Таким образом, В. В. Вересаев, зашифровывая в виде анаграмм имена действующих лиц, изначально наделяет их определённой характеристикой, которая впоследствии раскрывается в манере поведения и поступках. Этим приобретается и особый символизм сюжета: люди хотят следовать за «Идеалом», но им мешают, их сдерживают, не дают развиваться «Трус» (нере- шительность, трусливость и страх перемен) и «Застой» (доминирование ста- рых традиций, их безоговорочное принятие). В подобных случаях В. В. Вересаев использует не только анаграммы, но и такой литературный прием, как персонификация, или олицетворение. Персонификация (от лат. persona – «лицо» и facio «делаю»; олицетворение) – представление природных явлений и сил, объектов, отвлечённых понятий в образе действующих лиц, в том числе человека, или признание за ними че- ловеческих свойств; приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям и яв- лениям природы 10 . Олицетворяя такие понятия, как «застой» или «идеал», наделяя эти абст- рактные понятия человеческими поступками и мыслями, В. В. Вересаев даёт

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=