Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

255 Â. Þ. Òêà÷. Ñêàçêà Â. Â. Âåðåñàåâà «Çâåçäà»: ñïåöèôèêà ëèòåðàòóðíûõ ïðè¸ìîâ текста, данная аллегория максимально сохраняет свои философские харак- теристики: символизирует стремление к высокой цели и вечному счастью, переплетается с судьбой человека-героя и направляет к свободе и револю- ционным процессам. Идея философской притчи В. В. Вересаева выражена противопоставлени- ем света и мрака, старой жизни и жизни изменённой, молодого и старшего по- коления. Почему в мире столько грязи и мрака? Кто и как способен изменить это? В. В. Вересаев делает акцент на борьбе старых убеждений и новых идеа- лов, призывает к совершенствованию. Действительно, жители «тёмного» края привыкли к своей тусклой жизни и уже не замечали «грязи», облепившей всё вокруг. Лишь Адеил верил, что есть путь к далёким звёздам, что можно до- стать звезду и принести людям свет. Автор видит решение в молодёжи – юно- шах и девушках, «честных и смелых сердцем» 5 , готовых искать истину и но- вые знания, готовых к самопожертвованию и риску ради достижения высшей цели. Миру нужна яркость этих людей-звёзд для освещения и переустройства жизни, мрачной и убогой. Тогда можно бороться с мраком, тогда наступит время просвещения, открытий, осмысления жизни. Подобный сюжет, использованный В. В. Вересаевым, его идеологическое наполнение были характерны для литературы того периода. Эти же проблемы поднимает Максим Горький в рассказе «Старуха Изергиль» 6 . Если в сказке «Звезда» движущей силой, преобразовывавшей жизнь, становится Адеил, то в рассказе «Старуха Изергиль» ею является Данко. Юноша ценой собственной жизни спас свой народ, который хотел убить его из-за своей слабости. Когда герой понял, что люди, которых он повёл за собой и которые поверили в него, могут погибнуть, он вырвал своё сердце, пылающее огнём любви и желания помочь, чтобы осветить не просто дорогу, а путь к истине. Огонь, фигурирующий в произведениях «Звезда» и «Старуха Изергиль», в своей философской основе схож с огнём, похищенным для людей Проме- теем. Отсылка к древнегреческому герою и у В. В. Вересаева, и у М. Горько- го стилистически обоснована. Подобную аллюзию подтверждают и концепт жертвенности главного героя, и сама идея высшего света, который может из- менить жизнь, преобразит мир и души людей, а значит, сделает возможным развитие человека и прогресс цивилизации. Произведение В. В. Вересаева «Звезда» не только выражает эту идею, но и убеждает в том, что человечеству всегда были и будут нужны перемены и люди-звёзды, способные решить проблемы и изменить мир в лучшую сторону. Воплощая эти идеи в своём произведении, В. В. Вересаев использует лите- ратурный приём, ранее не замеченный ни литературными критиками, ни ис- следователями творчества писателя. Это дает основание говорить о научном открытии, которое впервые публикуется в данной статье. В одном из методических пособий при анализе произведения В. В. Вере- саева «Звезда» его жанр характеризуется как «восточная сказка» (такой же подзаголовок – «восточная сказка» – мы видим на обложке «Звезды» издания 1917 года) и обоснованием этому является использование автором специфиче- ских имен, которые носят главные герои. Действительно, стремящегося к свету главного героя зовут Адеил, жреца, терзаемого сомнениями, – Сатзой, вождя, с осторожностью воспринимающего все новое, – Тсур, а «Всемирно-чтимого и Всемудрого» 7 – Брама. Согласитесь, имена звучат странно, неблагозвучно, что совсем не свойственно жанровой мелодичности и напевности сказок.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=