Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

201 В обновленчестве В середине 20-х годов состоялось знакомство Георгия с вождём обновлен- ческого раскола Александром Введенским, человеком ярким и противоречи- вым, который принял участие в его судьбе и посодействовал в получении об- разования. В 1928 г. Г. Степанов наряду со средней школой экстерном закончил семинарию и поступил вольнослушате- лем в обновленческую Московскую Бого- словскую академию, где проучился два курса. В 1931 г. в Москве «митрополитом» Александром Введенским он был руко- положен в сан диакона и отправлен на служение в г. Тверь, где уже от местного обновленческого епископа Сергия (Фа- ворского) 14 получил священническое ру- коположение и назначение настоятелем церкви в село Осташково 15 Толмачёвско- го района Тверского округа Московской области 16 . Деревянный пятипрестольный храм в Осташково, построенный в 1849 г., был посвящён Вознесению Господню 17 . Жильё для себя молодой священник на- шёл в соседней деревне Бор, входившей в осташковский приход. Принятие священного сана в те годы означало для человека по меньшей мере социальную смерть. Не стихавшие с 1917 г. гонения на религию со стороны руково- димой ВКП(б) советской власти в 1929–1934 гг. резко усилились. В 1930 г. был принят план первой «безбожной пятилетки». С каждым годом нараста- ло количество закрытых церквей и репрессированных священнослужителей. И «хотя высшие государственные органы в 1930-е гг. и не ставили задачу пол- ного искоренения религии в стране, некоторые влиятельные общественные организации (“Союз воинствующих безбожников”) и местные власти эту цель, несомненно, преследовали» 18 . Даже на селе активисты-безбожники старались не отставать от борьбы на «религиозном фронте». Весной 1931 г. в Осташкове о. Георгий служил свою первую Пасху. На Пасхальной неделе он, облачённый в красные ризы, с крестом в руках по старинному обычаю обходил с молебнами свой приход. В тёмных сенях одного из домов его неожиданно схватили чьи-то крепкие руки и силой поволокли на задний двор. Там нападавшие принялись избивать священника. Его, упав- шего, били уже ногами… «Вот тебе, поп, Пасха! Будешь помнить…», – уходя, сказали мучители, которых батюшка наконец-то узнал. То были деревенские комсомольцы, очевидно, проводившие таким образом атеистическую работу. «Подобрал я крест, и как был – в облачении, весь в крови и грязи отправился домой», – вспоминал отец Георгий. Обновленческий митрополит Александр Введенский. 1930-е гг. Фото из архива прот. Г. Степанова À. Ñ. Ãîðáà÷¸âà. «Õðàíèòå ìèð, åãî íàì äàë Ãîñïîäü...»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=