Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

195 Í. Í. Êèðèëåíêî. Àðõèòåêòîð Òóëüñêîãî îðóæåéíîãî çàâîäà Ìèõàèë Àëåêñååâè÷ Ìèõàéëîâ... До этой новой колокольни при храме имелась звонница, построенная в 1838 г., во время восстановления оружейного завода, сгоревшего в пожаре 1834 г. Она представляла собой конструкцию на деревянных столбах под же- лезным навесом. Новую колокольню по проекту М. А. Михайлова возвели в 1855 г., «на сум- му, выданную из казны» 49 . На неё поместили шесть колоколов, самый боль- шой из которых весил 106 пудов (более 1730 кг). Изначально церковь была приходской. Со временем, при расширении оружейного завода, храм оказался на его территории и с 1880 г. числился за- водским, бесприходным. В 1923 г. Воскресенская церковь была закрыта, в 1928-м – сильно пере- строена. Окончательно здание храма исчезло с лица земли в 1960-х гг. Колокольня Спасо-Преображенской церкви в Туле Там, где сегодня расположены выходящие на улицу Советскую газоны и каскады фонтанов перед «белым домом», стоял Спасо-Преображенский храм. Каменная церковь на этом месте была уже в конце XVII в. В начале следующего столетия на её месте выстроили новую, но и она к 1790-м годам перестала устраивать прихожан. Новый Спасо-Преображенский храм с двумя приделами во имя икон Божией Матери – Смоленской и Всех Скорбящих Радости – возводили с 1791 по 1843 г. Полувековой срок строительства объясняется целым ря- дом причин: и тем, что в 1803 г. почти готовое здание рухнуло из-за «слабого грунта», после чего пришлось строить его заново на более мощном фунда- менте, и финансовыми трудностями. Автором воплощённого в жизнь проек- та был архитектор Тульского оружейного завода Пименов; после его смерти надзор за строительством вначале осуществлял архитектор Праве, а затем – Федосеев 50 . В 1859 г. М. А. Михайлов разработал проект колокольни Спасо-Преоб- раженского храма, но владелец соседнего с церковным участка отказался продать часть своей земли под строительство колокольни. Михаилу Алексее- вичу пришлось переделывать проект колокольни: уменьшать площадь фун- дамента и, соответственно, высоту: вместо четырёх ярусов в новом проекте были заложены три. В 1862 г. новый проект колокольни был утверждён им- ператором Александром II 51 . Деньги на строительство колоколь- ни собирали прихожане. К моменту ут- верждения проекта было собрано более 10 тысяч рублей, а требовалось в пять раз больше. К возведению колокольни приступили лишь в 1882 г.; в 1893-м строительство завершилось. В 1930 г. храм закрыли, вскоре пос- ле этого снесли, а в 1934 г. разбили на его месте Пионерский сквер, просущест- вовавший здесь до середины 1970-х годов – до начала строительства «белого дома». Спасо-Преображенская церковь. Фото 1915 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=