Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

193 Í. Í. Êèðèëåíêî. Àðõèòåêòîð Òóëüñêîãî îðóæåéíîãî çàâîäà Ìèõàèë Àëåêñååâè÷ Ìèõàéëîâ... ное впечатление на всех, имеющих надлежащее понятие как о строительном деле, так и о значении христианского, православного, русского храма» 47 . Думается, этот несколько странный отзыв заслуживает отдельного ком- ментария. В характеристике новой церкви нет обычных в таком случае вос- торженных слов. Скорее, мы видим попытку защитить новый храм от неких нелестных оценок. Иначе зачем подчёркивать, что он соответствует право- славным канонам? И кто такие «все, имеющие надлежащее понятие» о стро- ительном деле, о значении русского храма? Видимо, были некие критики но- вой церкви, имевшие «ненадлежащее понятие»? За что её могли критиковать, почему потребовалась даже защита в печатном органе епархии? Разгадка, на наш взгляд, состоит в следующем. Храм Александра Невского – первый в Туле храм, построенный в рус- ско-византийском стиле. До этого в тульской архитектуре господствовал клас- сицизм. Первым отступлением от классицизма в Туле стал Богоявленский собор в кремле, возведённый за двадцать лет до храма Александра Невского и являющийся образцом «тоновского» стиля. Константин Тон, занимавшийся поисками национального стиля в архитектуре, всё же был воспитан на клас- сицизме. И произведения архитектуры, построенные по его образцам, несли на себе отпечаток классицизма, такого понятного и привычного людям того времени. Поэтому Богоявленский собор был воспринят, возможно, более спо- койно: либо потому что «не резал глаз», либо потому что как кафедральный собор критике не подлежал. Донская церковь в Чулковой слободе тоже возве- дена в «тоновском» стиле. А церковь Александра Невского – нечто уж совсем новое, непривычное – как всякое новое, была встречена консервативным обществом не очень-то приветливо. Это потом византийский и русский стили станут в Туле обыч- ным явлением: церковь Сергия Радонежского, Успенская церковь женского Успенского монастыря, Свято-Знаменский храм, храмы Двенадцати Апосто- лов, Феодосия Черниговского, Серафима Саровского, Покровский храм подво- рья Щегловского монастыря… Церковь Александра Невского имела четыре небольшие декоративные главки и одну большую главу, в виде мощного восьмигранного светового ба- рабана со шлемовидным завершением, увенчанным маковкой на небольшом барабанчике. Главки тоже имели подобные завершения. Кресты на главах были позолочены. Над папертью находилась оригинальная, с плоским ку- полом звонница с восемью колоколами, самый большой из которых весил 112 пудов (более 1830 кг), а самый маленький – 33 фунта (13,5 кг). От византийского стиля здесь шлемовидная форма глав и храма, и звон- ницы, полосатое декоративное обрамление проемов звонницы и окон храма. Всё это вполне гармонично сочетается с русскими кокошниками и русскими же небольшими маковками. А в целом церковь Александра Невского – прекрасный и в своем роде уни- кальный образец русской архитектуры второй половины XIX века. Автор её проекта Михаил Алексеевич Михайлов вновь показал себя достойным учени- ком Михаила Доримедонтовича Быковского. Кстати, вспомним сохранившийся до наших дней собор Усекновения главы Иоанна Предтечи в московском Ивановском монастыре, спроектированный М. Д. Быковским в 1859 г. В этом храме «итальянский» купол, напоминающий купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, увенчан маленькой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=