Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

183 Í. Í. Êèðèëåíêî. Àðõèòåêòîð Òóëüñêîãî îðóæåéíîãî çàâîäà Ìèõàèë Àëåêñååâè÷ Ìèõàéëîâ... В основе архитектурного облика Богоявленского собора – «тоновский» рус- ский стиль второй четверти XIX века. Основателем этого стиля в храмостро- ении (в советском искусствоведении он именовался «ложнорусским») являет- ся архитектор Константин Андреевич Тон (1794–1881), автор проекта храма Христа Спасителя. К концу 1820-х годов классицизм в русской архитектуре изжил себя, и сложилась установка на сооружение церквей «по примеру древ- них православных». Были произведены тщательные обмеры древних храмов, и на их основании К. А. Тон составил атлас «образцовых» церквей в русском стиле, вышедший в 1839 г., и дополнение к нему, изданное в 1844 г. Советское искусствоведение не признавало архитектурными памятника- ми храмы, построенные в «тоновском» стиле, приписывая им отсутствие кра- соты и гармонии, а также холодность и сухость. Причины этого были исклю- чительно идеологическими: вслед за российскими «демократами» середины XIX века советские искусствоведы считали «тоновскую» архитектуру воплоще- нием триады графа С. С. Уварова – «православие, самодержавие, народность» Проект Богоявленского собора после переделки его А. Сёминым. 1850 г. Из архива Тульского государственного музея оружия

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=