Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 18 • 2021 172 «Одиссеи», которая была оформлена как письмо Елагиной. Большая его часть была опубликована в «Москвитянине» в январе 1845 г. Она была снабжена небольшим введением сына Авдотьи Петровны И. В. Киреевского, назвавше- го работу Жуковского новым словом в переводческом искусстве. Авдотья Петровна много и подробно, по-родственному переписывалась с Жуковским. Сохранилось 64 письма В. А. Жуковского к А. П. Киреевской- Елагиной (1815–1852 гг.), которые вошли в знаменитое эпистолярное изда- ние «Уткинский сборник» из архива М. В. Беэр, внучки Елагиной, увидевшее свет в 1904 г. Как уже говорилось, Жуковский и Елаги- на были знакомы с детства Авдотьи Петров- ны (тогда еще Юшковой). Впоследствии она много помогала поэту, принимая участие в его литературной и общественной жизни. В одном из писем Жуковский назвал её «моя поэзия», и это было совершенно справедливо, потому что Авдотья Петровна выступала вдохновите- лем, первым читателем, цензором и критиком почти всех сочинений Жуковского. Неоценима помощь Авдотьи Петровны в переводческой и издательской деятельно- сти Жуковского. Когда архивист и литера- тор А. Ф. Малиновский задумал подготовить для русского театра переводы всех пьес тог- да весьма популярного немецкого драматур- га А. фон Коцебу, он предложил Жуковскому участвовать в этом предприятии. Поэту Коце- бу был мало интересен, и он только руководил переводом, который делала Авдотья Петровна и три её сестры (всего с 1802 по 1808 г. вышло 20 книг серии «Театр Августа фон Коцебу»!). Значителен вклад Авдотьи Петровны в издание «Вестника Европы», когда Жуковский был его соредактором (вместе с М. Т. Каченовским) в 1808–1810 гг. Она своими руками переписывала после редакторских правок все материалы каждого номера. Авдотья Петровна помогала Жуковскому и финансово. П. И. Бартенев свидетельствует, что, когда в 1813 г. нужны были деньги на издание сочине- ний Жуковского, Авдотья Петровна продала для этого свою рощу в Долбине. «В 1814 году в сельском уединении Долбина она праздновала с Жуков- ским и соседними помещиками день рождения государя и убирала цветами бюст его. К этому времени относятся так называемые “долбинские стихотво- рения” Жуковского (напечатанные в “Русском архиве” 1864 г.). Поэт верил художественному чувству А. П. Елагиной: против тех стихов, которых она не одобряла, рисовал он сбоку могилку и крест; это значило, что стихи будут уничтожены. Тогдашнее стихотворение Жуковского “Теон и Эсхин”, написан- ное вслед за тем, как совершился внутренний перелом в его жизни и брак с М. А. Протасовой стал невозможным, в особенности нравилось А. П. Елаги- ной. Там есть стих: “Для сердца прошедшее вечно”, сделавшийся и для нее руководящим правилом» 25 . Жуковский часто посещал Долбино и при новом замужестве Авдотьи Пет- ровны. Бартенев писал: «К рождению старшего из её сыновей от второго брака, В. А. Жуковский. Гравюра Т. Райта. 1835 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=