Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 18 • 2021 12 работе колхозов и колхозникам, подготовке к сбору и сам сбор урожая; статьи, в которых в основном содержалась информация об успехах в промышленно- сти, составили одноимённую тематику. Под темой «Культура» понимались материалы, так или иначе посвящённые достижениям в области искусства, а также обращения к классикам отечественной литературы, музыки, балета и т. д. Маркировка темой «Образование» осуществлялась по статьям, которые были посвящены любым учебным заведениям, процессу обучения и приоб- ретения новых навыков и специальностей, а также по статьям, в которых публиковалась информация о наборе на фельдшерские курсы, курсы трак- тористов и курсы подготовки связистов. Определённые трудности вызвала работа с рубрикой «Патриотизм». Так или иначе, все материалы, публикуе- мые в газете, можно отнести к патриотическим, однако было решено вклю- чить в неё материалы, главной темой которых стала задача сплочения перед общим врагом. Также к ним были отнесены материалы и художественные рассказы, повествующие о героизме советских людей. Выделение ключевых слов обусловлено несколькими критериями – их количество ограничили пя- тью–семью, написанием именем существительным в именительном падеже, единственном числе. Это позволило более детально проанализировать содер- жание статей на уровне конкретных слов и терминов, отражающих основное содержание материалов, а также провести подсчёт количества материалов, в которых можно встретить искомые слова. По результатам первичной обработки базы данных были составлены диа- граммы, которые показывали изменения распределения структуры матери- алов в первые месяцы 1941 г. (в сравнении двух газет). Так, тематика ма- териалов газет отражала изменения актуальности тем, волнующих прежде всего партийные органы. Большая часть публикуемой информации являлась информацией ТАСС, из-за чего одни и те же новости можно было прочитать на страницах разных газет. Количественный анализ тематики в целом по номерам этих газет за первый месяц Великой Отечественной войны привёл к первым обобщениям и выводам. В «Сталиногорской правде» по частоте публикации (по 25%) оказались ста- тьи с патриотической тематикой (например, о желающих записаться в народ- ное ополчение прямо на митинге на химкомбинате 23 ; статья «Материнский наказ», повествующая о домохозяйках, выразивших готовность укреплять тыл и помогать Красной армии 24 ), и зарубежные новости (например, о выступ- лении против фашистов в Дании 25 ). Промышленности было уделено 11% газетного пространства (например, о том, как женщины работают на ГРЭС в Заводском районе Сталиногорска), культуре – 10% (на страницах «Стали- ногорской правды» вплоть до 16 октября печатались афиши художественных фильмов в кинотеатрах города), а вот тема партии и правительства (указы Президиума Верховного Совета СССР, тексты выступлений по радио поли- тических деятелей СССР) была затронута лишь в 6% напечатанных статей. Несмотря на то что в каждом номере газеты на передовой полосе печатались сообщения Совинформбюро и обычно занимали большую часть страницы, в количественном отношении тематики «Сводки с фронта» оказалось всего 5%. 26 июня на страницах газеты появилась рубрика «Боевые эпизоды», в кото- рой печатались разнообразные фронтовые заметки. Её особенностью стал ху- дожественный стиль текста, а также частое перепечатывание одного и того же материала в разных газетах. Так, например, статья «Подвиг сталинских

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=